Виталия Помазкина
Описание педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
С началом своей педагогической деятельности я определила для себя главной задачей развитие у детей творческих способностей в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Народное творчество доступно детям, т. к. оно образно, красочно, оригинально по своему замыслу, несет в себе понятное детям содержание, которое в простых формах раскрывает ребенку красоту окружающего мира.
Публикация «Описание педагогической деятельности» размещена в разделах
В рамках работы с детьми по парциальной программе разрабатываю проекты, позволяющие в интересной и доступной форме знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. С этой целью используется обновленная развивающая среда – музей «Изба русского быта». Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой, поэтому в своей работе я не только знакомлю детей с изделиями народных промыслов, историей их происхождения, народной росписью, стараюсь показать ее красоту, вызвать желание не только рассматривать созданные народными мастерами орнаменты, но и научиться воспроизводить их, а также создавать свои композиции по мотивам полюбившихся народных потешек, песенок и т. п. Мною разработан и успешно реализуется комплекс занятий для младшей группы «Ладушки», где органично включены произведения устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.
Дополнительно в группе и на занятиях создаю условия, которые способствуют развитию творческой деятельности детей : зона продуктивного творчества, где дети занимаются самостоятельной изобразительной деятельностью; в свободном пользовании у детей дидактические игры: «Узнай элементы узора», «Найди пару», «Домино» с элементами росписи разных промыслов, «Разрезные картинки», «Декоративная мозаика». Ведется работа творческого кружка для старших дошкольников «Город мастеров», где дети занимаются декоративной лепкой – созданием посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, с последующей декоративной росписью. Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве, используемых мною, рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!». Небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров.
На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Хочу подчеркнуть важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам, способности радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.
Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного. Большой эмоциональный отклик находят у детей выставки народного творчества в художественном музее.
Общение с детьми выстраиваю на уровне равноправных партнеров, что позволяет поддерживать комфортный микроклимат на занятиях и в свободной деятельности детей. Результатом моей деятельности является положительная динамика в развитии творческих способностей у дошкольников. Большинство детей (72%) овладели различными способами и приемами декоративной лепки, росписи; знают образцы народных художественных промыслов и уверенны в их создании.
В целях поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей: «Народные росписи в современном интерьере», «Русская деревянная игрушка», «История создания матрешки», «Символика пасхальных писанок», «Украшения из камня, традиции, символика» т. д. Родители являются активными участниками пополнения развивающей среды изделиями народных промыслов и экспонатами в музей.
Для коллег разработан цикл факультативов «Изготовление глиняных свистулек», «Изготовление декоративного панно в стиле жостовской росписи», «Изготовление дымковских игрушек», «Роспись изделий из папье-маше в стиле гжельской росписи», «Роспись матрешек по временам года (составление эскиза и последующая роспись формы)», «Роспись пасхальных яиц в традиционном и современном стилях», «История украшений, символы, обычаи».
В своей работе использую формы взаимодействия с родителями, которые способствуют налаживанию партнерских отношений. Тесное сотрудничество с родителями дает свои результаты: выставки детских работ, совместное творчество детей и родителей заставили последних взглянуть другими глазами на достижения детей, увидеть, чем живет их ребенок, как он развивается и утверждается в жизни. Результатом системной и тематической работы явилось повышение качества работы по приоритетному направлению, по данным диагностики на конец учебного года была выявлена положительная динамика (примерно 28%). По представленному опыту работы по теме: «Народное декоративно-прикладное искусство и детское творчество» получила положительную оценку коллег.
Мои воспитанники активно и успешно участвуют в городских, региональных конкурсах, выставках, где получают призовые места, почетные грамоты и поощрительные подарки:
Конкурс рисунков «Волшебные ручки» в рамках городского фестиваля «Творим, выдумываем, пробуем» 2011 г. ;
конкурс прикладного творчества «Наши вытворяшки» 2011 г. ;
выставка «Русский узор» 2011 г. ;
городская выставка «Зеркало природы» 2012 г. ;
акция «Добрая зима» 2012 г. ;
конкурс «Елочная игрушка в народном стиле» 2012 г. и др.
всероссийский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты» 2013г.
Воспитание и развитие детей я рассматриваю, как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста. Эти задачи я решаю через экспериментальную работу по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в практику работы, где особое внимание уделяю развитию психологической культуры родителей. Считаю, что каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения воспитателя с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психологическая культура, результатом чего является предотвращение и предупреждение негативных проявлений в развитии и поведении детей и способствует созданию положительного эмоционального климата в группе.
В рамках этого эксперимента проводятся дни открытых дверей, которые позволяют установить доверительные отношения между родителями и воспитателем, определить задачи совместного воспитания; тематические досуги для детей и взрослых «Деревенские посиделки», «Тепло родного очага», «Масленица» и др. ; на семинарах-практикумах, объединенных одной темой «Шаг навстречу», целью которых является активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, родители могут получить квалифицированную помощь в различных трудных ситуациях; раз в месяц проводятся тематические недели «Неделя игры и игрушки», «Книжкина неделя», «Неделя сказки» и т. д. Родители вместе с детьми делают игрушки, различные поделки, рисуют, по результатам организованной выставки, подводятся итоги, победители награждаются. По окончании недели организуется совместный концерт родителей и детей, где рождаются интересные, насыщенные ярким содержанием номера совместного творчества.
По результатам опроса большинство родителей (70%) целенаправленно занимаются проблемами воспитания своих детей – их физического воспитания и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения детей к культурным ценностям. Многие родители (80%) с большим интересом принимают участие в жизни группы, детского сада. Результаты дают право делать вывод об эффективности и значимости проводимой работы.
Сведения о повышении квалификации:
«Развитие игровой деятельности у дошкольников» - 2008г. ; «Организация образовательной среды в группах предшкольного образования» - 2009г. ; «Социо-игровая технология в образовательном процессе ДОУ» - 2010г. ; «Способы описания и предъявления педагогического опыта» - 2011 г. ; «Современное дошкольное образование: содержание, технологии, формы организации» - 2013г.
В общении с коллегами строю свои отношения на основе взаимного доверия и сотрудничества. Провожу открытые просмотры занятий для коллег, мастер-классы. Вхожу в состав творческой группы ДОУ, работа которой направлена на организацию педагогического сотрудничества, создание психологического климата в коллективе; а так же координирует и внедряет новые формы взаимодействия педколлектива и семьи для развития гармоничной личности ребенка.
За прошедшие пять лет мой труд был отмечен различными наградами:
2010г. – Грамота Комитета по образованию «За внедрение инновационных технологий и подготовку детей к успешному обучению в школе».
2010г. – Грамота Комитета по образованию «За высокие результаты в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья, за творческий подход к работе».
2011г. – Диплом II степени за участие в выставке «Русский узор», организованный на базе выставки зала ДДТ.
2011г. – Благодарственное письмо от родительского комитета группы.
2012г. – Диплом III степени за участие детей в городской творческой выставке «Зеркало природы».
2012г. – Благодарность за подготовку победителей и призеров городского конкурса «Моя будущая профессия».
2014г. – Грамота Комитета по образованию «За большой вклад в формирование познавательных способностей дошкольников, за инициативность и творческий подход к работе».