Папки-передвижки

Практика инклюзии в ДОУ

Марина Газизова
Практика инклюзии в ДОУ

Описание существующей практики инклюзии

в МБДОУ детский сад № 110 города Белово

Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые в истории отечественного образования ввёл новое правовое понятие - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) (гл. 1, ст. 2, п. 16) и перечислил категории детей с ОВЗ.

В соответствии с Законом (гл. 11, ст. 79, п. 5) дети с ОВЗ могут получать образование в группах, классах как общеразвивающей, так и комбинированной и коррекционной направленности, по адаптированным образовательным программам для детей с определёнными нарушениями в развитии - например, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и др. В соответствии с этим, приоритеты в модернизации образовательной политики представляются в виде решения задач по созданию в ДОО безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование, и решение задачи постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду с нормально развивающимися детьми.

Публикация «Практика инклюзии в ДОУ» размещена в разделах

Такая система образования, исходит из идеи адаптации не воспитанников к системе, а системы образования к индивидуальным особенностям различных категорий воспитанников. И предполагает обучение детей с ОВЗ не в специализированном, а в обычном образовательном учреждении, применяя особые образовательные программы, отличные от стандартных. Это позволяет активнее включать детей с ОВЗ в жизнь социума и прививать им навыки общения.

В нашем дошкольном учреждении обучается и воспитывается 346 воспитанников, среди них – 40 детей с ОВЗ (12 % от общего количества воспитанников) :

- 26 воспитанников с тяжелыми нарушениями речи,

- 4 воспитанника с задержкой психического развития,

- 4 воспитанника с расстройствами аутистического спектра,

- 6 воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

С целью обеспечения доступности дошкольного образования для данных детей, оказания психолого-педагогической помощи и поддержке всестороннего развития их личности в нашем дошкольном учреждении функционируют комбинированные (старшие и подготовительные к школе) группы (для совместного образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ и компенсирующая группа (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В соответствии с ФГОС ДО содержание коррекционной работы включено в основную образовательную программу нашего дошкольного образовательного учреждения. Содержание данного раздела содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Для организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ администрация и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) разработали адаптированные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, основной образовательной программой нашего учреждения, «Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида» под редакцией Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой и «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н. В. Нищевой.

Целью адаптированных программ является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусматривающей полную интеграцию всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников.

Таким образом, инклюзия предполагает организацию в ДОО оптимальных условий для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. В нашем дошкольном образовательном учреждении у таких детей имеется возможность в разнообразных видах деятельности (режимные моменты, занятия, прогулки) находиться среди своих сверстников, учиться взаимодействовать друг с другом, общаться, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в нашем дошкольном образовательном учреждении являются:

1) создание адаптивной среды;

2) повышение квалификации педагогов;

3) осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения.

В соответствии с паспортом доступности объекта для инвалидов, утвержденным 02.04.2018г., в ДОО создана безбарьерная «добрая среда» для эффективной реализации ФГОС ДО для детей с ОВЗ, которая включает в себя:

- безбарьерный доступ в здание и перемещение внутри учреждения;

- санитарно-гигиенические комнаты оснащены дополнительными опорными поручнями и противоскользящими ковриками;

- развивающая предметно-пространственная среда, представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем.

Доступная среда нашего ДОО начинается с входа в здание. Вход расположен максимально к уровню земли, имеются пандусы. На входной двери установлен домофон. При необходимости оказания помощи родителям (законным представителям) дошкольников с ОВЗ или детям-инвалидам предоставляется сопровождающее лицо.

По лестницам, лестничным проемам ДОО установлены дополнительные поручни для опоры передвигающихся дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Имеются расширенные дверные проемы.

Полы в тренажерном зале, в коридорах первого и второго этажа покрыты противоскользящим покрытием.

Приобретено специализированное оборудование для передвижения и коррекции положения тела в пространстве: кресло-коляски; ортопедические стулья и кресла; ветрикализатор, для того чтобы ребенок во время занятия мог принять правильное положение тела. При необходимости ребенку-инвалиду назначается сопровождающее лицо (тьютор).

В учреждении оборудованы специальные помещения для обучения детей с ОВЗ:

Музыкальный зал, оснащенный музыкальными инструментами, аудио и видео аппаратурой, а также детскими музыкальными инструментами.

Спортивный зал и бассейн, оснащены в полном объеме как стандартным, так и нестандартным спортивным оборудованием.

Тренажёрный зал, оборудован простыми и сложными тренажерами:

комплекс Гросса, опоры-ходунки ортопедические, ходунки-роллаторы, параподиум мобильный и др.

Комната по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в которой собран дидактический материал для изучения правил дорожного движения: дорожные знаки, настольные игры, методическая литература, машинки, велосипеды и другое.

Кабинет развивающего обучения, оснащенный материалами для коррекционной работы с детьми по снятию эмоционального напряжения, по развитию социальных навыков у дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов.

Кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога, оснащены материалами и оборудованием для подгрупповой и групповой индивидуальной коррекции звукопроизношения, развития всех компонентов устной речи и предпосылок обучения грамоте, для коррекции психического и познавательного развития.

Сенсорная комната, оснащена материалами и оборудованием для проведения занятий, направленных на развитие познавательной сферы, развитие воображения, зрительной памяти, сенсомоторных навыков, тактильной чувствительности, коррекции внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.

Развивающая предметно-развивающая среда в группах оснащена средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастным и индивидуальными возможностям детьми и соответствует содержанию адаптированной основной образовательной программы и отражает образовательные области. Трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональная, разнообразная, что обеспечивает возможность использования предметной среды в различных видах детской деятельности. Соблюдается принцип доступности и безопасности, обеспечивается свободный доступ детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям для всех основных видов детской активности.

На территории ДОО оборудованы прогулочные участки с верандами. Установлено спортивное и игровое оборудование. Имеется спортивная площадка.

Для охраны и укрепления здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении имеются медицинский блок, где проводятся физиопроцедуры по назначению лечащего врача, массаж.

Анализ структурных компонентов образовательной среды и оценка собственного опыта работы с детьми со сложной структурой дефекта позволяют нам сделать вывод, что определяющим методологическим принципом создания социокультурной инклюзивной среды является принцип построения и развития партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса. Именно реализация данного принципа в течение последних нескольких лет позволяет включать в образовательный процесс детей с различными видами и степенями нарушений, в том числе с тяжелыми нарушениями развития, и в результате создавать и отрабатывать практико-ориентированные технологии их психолого-педагогического сопровождения по следующим направлениям:

- включение ребенка в образовательное пространство;

- включение педагогического коллектива в инклюзивное пространство;

- включение и моделирование инклюзивного пространства для всей семьи.

На практике данная структура позволяет проектировать и разрабатывать механизмы психолого-педагогического сопровождения в следующих цепочках межличностного взаимодействия: «педагог-ребенок», «ребенок-педагог-родитель», «ребенок-родитель», «ребенок-ребенок», «родитель-родитель». Основными критериями оценки эффективности указанных направлений психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в ДОО для нас являются:

- уровень развития и удержания профессиональной позиции педагога;

- уровень развития субъективной позиции ребенка;

- уровень развития активной родительской позиции.

Профессионально-личностный рост педагога и удержание им профессиональной позиции является не только личным делом педагога, но и результатом совместной деятельности всех членов педагогического коллектива образовательного учреждения. В практике работы с детьми со сложной структурой дефекта особое значение нами придается развитию у педагога чувства эмпатии, которое происходит в процессе наблюдения за ребенком, повседневного общения и совместной деятельности.

Реализация этой задачи становится возможной при условии профессиональной подготовки педагогов в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Чтобы сформировать необходимые компетенции у педагогов, на базе нашего ДОО в 2016 году была организована городская стажировочная площадка по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста» для педагогов-психологов, воспитателей и специалистов ДОО.

Цель стажировочной площадки: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.

Стажировочная площадка работала на протяжении двух лет. Тематика занятий тщательно планировалась и отражала насущные потребности педагогов в зависимости от особенностей контингента групп. На занятиях педагоги получали теоретические знания по специальной (коррекционной) педагогике и психологии, а также осваивали практические умения по работе с детьми ОВЗ и получали конкретные рекомендации по возникающим проблемам.

По результатам работы стажировочной площадки в нашем ДОО сложилась определенная система действий по работе с детьми с ОВЗ:

- первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса (администрация, воспитатели, специалисты, медработник);

- заключение договора между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями);

- разработка индивидуального образовательного маршрута на основе заключения территориальной ПМПК консилиумом ДОО;

- составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по адаптированной программе;

- создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для ребенка с ОВЗ вовремя его пребывания в ДОО;

- реализация индивидуального образовательного маршрута;

- проведение промежуточной и итоговой диагностики, её анализ;

- консультирование родителей (законных представителей).

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ во многом зависит от правильно организованного взаимодействия воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей (законных представителей) ребенка. Каждый из нас решает свои задачи в укреплении здоровья и развитии личности ребенка:

Учитель-логопед, учитель-дефектолог – проводят диагностический мониторинг, занимаются коррекцией и развитием речи и познавательной сферы, разрабатывают рекомендации другим специалистам по использованию рациональных коррекционных приемов в работе с детьми.

Воспитатель осуществляет работу по развитию навыков общения детей с ОВЗ со сверстниками, выполняет компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром.

Педагог-психолог - проводит психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, что повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

Инструктор по физической культуре решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья.

Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического здоровья ребенка с ОВЗ.

Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя, который является председателем ПМПк, организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.

Цель деятельности психолого-медико-педагогического консилиума: создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья.

Данное взаимодействие всех участников образовательного процесса (ребёнка, педагогов и специалистов МБДОУ, родителей (законных представителей) находит своё отражение в разработке индивидуальных образовательных маршрутов на каждого ребенка с ОВЗ, где отражен перечень и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающий освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, прежде всего, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В условиях инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения с родителей (законных представмтелей, воспитывающих детей с ОВЗ, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении и требующую продолжения в условиях семейного воспитания.

Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи, как института социализации, поскольку данный тезис убедительно раскрыт в многочисленных работах психологов и педагогов. Подчеркнем лишь то, что в развитии ребенка с ОВЗ семья играет непросто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение создать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу человека.

Формы работы с семьями разнообразны: беседы (коллективные и индивидуальные); консультации (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические); родительские собрания в нетрадиционной форме; индивидуальные занятия с участием родителей; проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений.

На встречах с родителями педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, что помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним.

Таким образом, можно говорить о том, что наше ДОО успешно реализует инклюзивную практику :

• все дети, включенные в образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии, в том числе дети с ОВЗ;

• дети с ОВЗ адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;

• у здоровых детей в группах сформировалась толерантность, терпимость к недостаткам сверстников, дети проявляют заботу и внимание, организовывают совместные игры, предлагают помощь

родители детей с ОВЗ

• понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка

педагоги

• реализуют инклюзивную практику, используя уже имеющийся профессиональный опыт и знания;

• проходят обучение на курсах повышения квалификации;

• взаимодействуют с родителями, специалистами

специалисты психолого-педагогического сопровождения

• участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ;

• действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;

• эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами ДОУ;

руководитель ДОУ

• создает условия для развития и поддержки инклюзивной практики.

Мы описали наш вариант организации инклюзии детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО. Свою задачу мы видим прежде всего в том, чтобы выявить сложности, характерные для включения в детское сообщество этой категории детей, и показать возможные способы их преодоления. Наш опыт подтверждает, что многие из них, преодолевая серьезные трудности в развитии социально-эмоциональной сферы, могут достичь достаточно высокой степени организации деятельности, благодаря чему создается база для возможности их обучения в школе.

Публикации по теме:

Фотоочет. Педагогическая практика в детском садуФотоочет. Педагогическая практика в детском саду Большинство воспитателей детских садов области получили базовое образование в Опочке. Основано Опочецкое педагогическое училище в 1930 году.

Фотоотчёт «Практика студентов»Фотоотчёт «Практика студентов» .

Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе»Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе» Краткосрочная /культурная/ образовательная практика /КОП/ активно используется в деятельности педагогов, так как позволяет вовлечь детей.

Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Пoдарoчный кoнверт»Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Пoдарoчный кoнверт» Я слышу и забываю Я вижу и запоминаю Я делаю и понимаю. (китайская мудрость) Актуальность: оригами очень актуально в наше время. Оно.

Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Сердечкo на палoчке»Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Сердечкo на палoчке» Актуальность: Практически все дети любят возиться с цветной бумагой – вырезать, приклеивать, рвать. Работа с цветной бумагой очень полезна.

Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха»Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха» Содержание развивающей предметно-пространственной среды: 1. Сказки К. И. Чуковского. 2. Атрибуты для ряжения. 3. Маски – символы для героев.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практика инклюзии в ДОУ
Опубликовано: 25 марта 2022 в 07:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД