Светлана Бузанова
Определение готовности детей к школе. Методы диагностики
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностическая деятельность начинается с постановки цели и задач, после чего формируется гипотеза и подбираются адекватные методы для её проверки. Завершающим этапом является установление диагноза. Заказчиком психодиагностического исследования может выступать сам психолог и другие заинтересованные лица, например родители, педагоги, различные организации.
Программа диагностики (по методической разработке Фукина А. И. и Курбатской Т. Б.) :
Публикация «Определение готовности детей к школе, Методы диагностики» размещена в разделах
Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок на число методик.
При этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,
до 5 баллов - слабо,
до 7 баллов - средне,
до 9 баллов - сильно,
до 10 баллов - очень сильно.
Описание методик.
1. Методика А. Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.
Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.
Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю»
Затем одновременно и четко произнести 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените.
Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:
Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.
Зигзагообразная форма «кривой» - указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.
«Кривая» в форме ПЛАТО наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
2. Методика Джекобсона по определению объёма памяти.
Названные вами слова ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.»
2,7,4 4,7,1
9,6,1,8 3,0,6,2
4,7,2,5,9 1,4,9,6,0
6,0,7,5,9,2 3,8,1,5,7,2
1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7
Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по заданной строке повторяется из другого столбца.
При воспроизведении:
7 знаков оцениваются в 10 баллах,
6 …. в 9 баллах,
5…. в 7 баллах,
4…. в 4 баллах,
3…. в 1 балл.
3. Методика по определению концентрации и распределения внимания.
Подготовьте лист бумаги 10*10 клеток. В эти 100 клеток поместите в случайном порядке по 16-17 разных фигурок: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.
При определении концентрации внимания ребенок должен ставить в заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания: ставить в одну фигуру крестик, а в другую минус.
Инструкция: «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь.»
Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно выполняется задание.
4. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации.
Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.
Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток верхнего ряда слева направо. То же проделайте и с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала квадрат (по убыванию размеров, а потом трапецию, прямоугольник, шестиугольник и треугольник.
В результате получается таблица с геометрическими фигурами, располагающимися в определенной системе (последовательности) по величине. Причем в левой колонке наибольшие размеры фигур, а в правой наименьшие.
Теперь уберите все фигуры из середины таблицы (16 фигур, оставляя только в крайних рядах и колонках.
Инструкция: «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке, каждая фигура имеет свое место, свою клетку.
А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура, в какой клетке должна быть?»
Оценка из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.
5. Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.
Подготовьте по 5 карточек, изображающих:
1. Мебель,
2. Транспорт,
3. Цветы,
4. Животные,
5. Люди,
6. Овощи.
Инструкция: «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, что бы каждую группу можно было назвать одним словом».
Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.
Оценка 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа. 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу снижается по 2 балла.
6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет.
Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков) :
1. животные (среди них дерево,
2. мебель (транспорт,
3. игры (работа,
4. транспорт (дерево,
5. собачки (кошка,
6. кружки с одним сегментом (с 2 сегментами,
7. квадраты с двумя диагоналями (с 1 диагональю)
8. рисунки по 3 красных фигуры (квадрат с одной диагональю,
9. рисунки по 3 больших фигуры (3 маленькие фигуры,
10. рисунки по 2 треугольника (с 2 квадратами).
Инструкция: «Здесь нарисованы 5 рисунков. Посмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно там быть, который не подходит к остальным».
Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.
Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.
Из 10 баллов за каждое не выполненное задание оценка снижается на 1 балл.
7. Методика для выявления уровня развития образных представлений.
Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. ИНСТРУКЦИЯ дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется секундной стрелкой часов.
А. МАНЕКЕН (мальчик). Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей РИСУНОК мальчика.
ИНСТРУКЦИЯ: "ЕСЛИ правильно сложить эти части, то ПОЛУЧИТСЯ мальчик. Сложи его как можно быстрее". ОЦЕНКА:
10 6 - до 15с.
9 6 - до 20с.
8 6 - до 25с.
7 6 - до 3,0с
6 6 - до 40с.
Б. МЕДВЕЖОНОК.
Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части. ИНСТРУКЦИЯ: "ЭТО разрезанный на части медвежонок. Сложи его как можно быстрее".
ОЦЕНКА:
106 - до 20с. 56 - до 80с.
96 - до 30с. 46 - до 100с.
86 - до 40с. 36 - до 120с.
76 - до 50с. 26 - до 130с.
66 - до 60с. 16 - до 180с.
В. ЧАЙНИК.
Перед ребенком лежат части рисунка чайника, разрезанного на 5 частей.
ИНСТРУКЦИЯ: «СЛОЖИ это вместе как можно быстрее» (Название объекта не дается)
ОЦЕНКА:
10 б - до 35 с. 5 б – до 100 с.
9 б – до 45 с. 4 б – до 120 с.
8 б – до 55 с. 3 б – до 140 с.
7 б – до 65 с. 2 б – до 160 с.
6 б – до 80 с. 1 б – до 180 с.
Из трех полученных оценок высчитывается средняя.
8. Название цвета по показу.
Приготовьте 10 карточек различного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.
Показывая ребенку карточку, спросите: «Какого цвета карточка?»
За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.
9. Исследование качества звукопроизношения.
Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках или ПОВТОРИТЬ за вами слова, в КОТОРЫХ встречаются ЗВУКИ, относящиеся к группам.
А. Свистящих: с - твердое и мягкое, 3 - твердое и мягкое.
САМОЛЕТ - БУСЫ - К ОЛОС ЗАЯЦ – КОЗА - ВОЗ
СИТО-ГУСИ-ЛОСЬ ЗИМА – ГАЗЕТА - ВИТЯЗЬ
Б. ШИПЯЩИХ: Ж, Ш, Щ, Ч, Ц
ЦАПЛЯ – ЯЙЦО - НОЖ ЧАШКА – БАБОЧКА - КЛЮЧ
ЖУК – ЛЫЖИ - НОЖ ШЕТКА – ЯШЕРИЦА - НОЖ
ШИШКА – КОШКА - МЫШЬ
В. Небных: К, Г,X,И
КРОТ- ШКАФ- ЗАМОК ХАЛВА - УХ А - МОХ
ГУСЬ-УГОЛ-ДРУГ ЙОД-ЗАЙКА-МАЙ
Г. СОНОРНЫХ: Р - твердое и мягкое, Л- твердое и мягкое
РАК-ВЕДРО-ТОПОР ЛОПАТКА-БЕЛКА-СТУЛ
РЕКА- ГРИБ- ФОНАРЬ ЛЕЙКА- ОЛЕНЬ- СОЛЬ
ПРИ подборе ДРУГИХ СЛОВ важно, чтобы ЗВУК встречался, В начале, середине и конце слова.
Оценка 10 баллов за чистое произношение всех слов. Не выговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.
10. Методика Керна - Йерасека.
Ребенку дается лист чистой нелинованной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой.
А. Срисовывание фразы "ЕЙ ДАН ЧАЙ".
Ребенку выдается карточка 7X14 см. На карточке рукописная фраза "Ей дан чай". Высота заглавной буквы 1.5см., остальных-1см. Карточка кладется ЧУТЬ выше рабочего листа.
ИНСТРУКЦИЯ: "ПОСМОТРИ, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, ПОЭТОМУ попробуй это нарисовать. Хорошенько ПОСМОТРИ, как это написано, и напиши также".
10 баллов - срисованную фразу можно прочитать.
БУКВЫ не более чем в 2 раза больше образца. БУКВЫ образуют ТРИ слова. Строка отклонена от ПРЯМОЙ линии не более чем на 30 градусов.
8-9 баллов-Предложение можно прочитать БУКВЫ ПО величине близки к образцу. Их СТРОЙНОСТЬ не обязательна.
7-6 баллов-БУКВЫ разделены не менее, чем на 2 ГРУППЫ. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
5-4 балла - С образцом схожи не менее 2 буквы. Вся группа имеет вид письма.
3-2 балла- Каракули.
Б. Срисовывание точек. л
Ребенку выдается бланк с изображением ГРУППЫ точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали-1см. Диаметр точек 2мм. Карточка с точками кладется так, чтобы ОСТРЫЙ УГОЛ ПЯТИУгольника был направлен вниз.
ИНСТРУКЦИЯ: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь. (Показать где).
10-9 баллов - Точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не КРУЖКИ. Соблюдена симметрия ФИГУРЫ по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение ФИГУРЫ, увеличение же возможно не более, чем наполовину.
8-7 баллов - Возможно незначительное нарушение симметрии. Однако точка может выходить за рамки столбца или СТРОЧКИ. ДОПУСТИМО изображение КРУЖКОВ вместо точек.
6-5 баллов - ГРУППЫ точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей ФИГУРЫ. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.
4-3 балла - Точки располагаются группами. Их ГРУППЫ напоминают любые геометрические ФИГУРЫ. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например линии.
1-2 балла - Каракули.
Коэффициент психологической готовности /КПГ/ ребенка, к школе определяется отношением СУММЫ оценок на число методик.
ПРИ этом КПГ до 3 баллов оценивается - неудовлетворительно,
до 5 баллов - слабо,
до 7 баллов - средне,
до 9 баллов - сильно
до 10 баллов - очень сильно.