Ирина Хасанова
Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития
В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практика последних лет показывает, что у детей данной категории общее недоразвитие речи часто сопровождается сопутствующими нарушениями в познавательной сфере.
Публикация «Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наличие сопутствующих общему недоразвитию речи отклонений требует особым образом организованной коррекционной работы.
Практика предлагает нам достаточно интересные подходы к коррекции познавательной сферы. Мы широко используем предлагаемое содержание обучения, потому что оно стимулирует развитие психических процессов. Вместе с тем, оно не всегда учитывает особенности речевого развития детей.
В результате разрешения данного противоречия возникла идея оптимизации имеющегося содержания коррекционной работы, которое было бы ориентировано одновременно на коррекцию психических процессов и преодоление речевых нарушений.
Для реализации данной идеи нами был разработан практический материал.
Традиционно в игре «Четвертый лишний», как правило, требуется только выделить «лишний» объект из ряда и объяснить свой выбор.
Учитывая комплекс проблем детей с ОНР, мы через упражнение «Четвертый лишний» решаем ещё ряд важных задач:
развиваем у детей зрительное восприятие, мыслительные операции, объяснительную речь, умение составлять фразы со сложноподчиненной, сложносочинённой связью и сравнительный описательный рассказ об объектах;
упражняем детей в согласовании существительных с прилагательными по родам и числам, отрабатываем разные предложные конструкции.
Так, в целях коррекции зрительного восприятия детей с ОНР мы в данной игре используем контурные или силуэтные изображения объектов, что позволяет детям поупражняться в их узнавании. Для развития мыслительных операций мы подбираем такие объекты для игры, чтобы дети имели возможность поупражняться в выделении лишнего по разным признакам.
Для чего, по теме «Фрукты» предлагаем следующий набор объектов:
лимон, 2 сливы, банан, яблоко.
Выделение лишнего предмета производится следующим образом:
• по форме («В ряду лишнее яблоко, потому что оно по форме круглое, а все остальные фрукты по форме овальные»);
• по количеству объектов («В ряду лишние сливы, потому что их по количеству две, а остальных фруктов по одному»);
• по размеру («В ряду лишние сливы, потому что они по размеру маленькие, а остальные фрукты по размеру большие»);
• по вкусу («В ряду лишний лимон, потому что он на вкус кислый, а остальные фрукты на вкус сладкие»);
• на ощупь («В ряду лишний лимон, потому что он на ощупь шероховатый, а все остальные фрукты на ощупь гладкие»).
Как видно, при объяснении своего выбора дети также упражнялись и в умении составлять фразы со сложноподчиненной и сложносочинённой связью, что способствует развитию объяснительной речи.
Кроме того, предлагаемый нами набор объектов позволяет поупражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, в усвоении категории рода и числа. И что для нас очень важно, дети при описании данного набора фруктов в итоге составляют небольшой описательный сравнительный рассказ, например о сливе: В ряду лишние сливы, потому что их по количеству две, а остальных фруктов по одному. По размеру они маленькие, а остальные фрукты большие. И т. д.
В этой игре мы даём детям ещё и дополнительные задания. Спрашиваем, где находится «лишний» объект по отношению к другим (перед бананом, между лимоном и бананом и т. д., тем самым, закрепляя предложные конструкции.
Организованная таким образом работа по игре «Четвёртый лишний» дала положительные результаты, и мы продумали различные варианты набора объектов для этой игры по другим лексическим темам.
Например, по теме «Овощи» детям даются:
редис, репа, помидор, свёкла
Выделение лишнего предмета производится по следующим признакам:
• по размеру объекта («В ряду лишний редис, потому что он по размеру маленький, а остальные овощи по размеру большие»);
• по месту произрастания («В ряду лишний помидор, потому что он растет на кустике, а остальные овощи растут в земле»);
• по способу сбора («В ряду лишний помидор, потому что его срывают, а остальные овощи выдёргивают).
капуста, лук, 2 горошины, огурец
Производится выделение лишнего предмета по следующим признакам:
• по форме («В ряду лишний огурец, потому что он по форме овальный, а все остальные по форме круглые»);
• по цвету («В ряду лишний лук, потому что он по цвету коричневый, а все остальные овощи по цвету зеленые»);
• по размеру объекта («В ряду лишние горошины, потому что они по размеру маленькие, а остальные овощи по размеру большие»);
• по наличию или отсутствию отдельных частей («В ряду лишний огурец, потому что внутри него есть семечки, а у остальных овощей семечек нет»);
• по количеству объектов («В ряду лишние горошины, потому что их две, а остальных овощей по одному»);
• по вкусу («В ряду лишний лук, потому что он на вкус горький, а все остальные овощи на вкус сладкие»).
По теме «Дикие животные» предлагается следующий набор:
лось, еж, заяц, лиса
Производится выделение лишнего предмета по следующим признакам:
• по наличию или отсутствию отдельных частей («В ряду лишний лось, потому что у него на ногах копыта, а у остальных зверей - когти»; «В ряду лишний еж, потому что его тело покрыто колючками, а тело остальных зверей покрыто шерстью»);
• по размеру отдельных частей («В ряду лишний заяц, потому что у него уши по размеру длинные, а у остальных зверей уши по размеру короткие»; «В ряду лишняя лиса, потому что у нее по размеру хвост длинный, а у остальных зверей хвост по размеру короткий»);
• по способу приспособления к сезонным изменениям («В ряду лишний еж, потому что он осенью впадает в спячку, а остальные животные не впадают в спячку»);
По теме «Посуда» предлагается следующий набор:
стакан, сковорода, кастрюля, ковш.
Производится выделение лишнего предмета по следующим признакам:
• по материалу («В ряду лишний стакан, потому что он сделан из стекла, а остальные предметы посуды сделаны из железа);
• по наличию и отсутствию частей («В ряду лишний стакан, потому что у него нет ручки, а у остальной посуды есть ручки»);
• по размеру частей («В ряду лишняя сковородка, потому что у нее низкие стенки, а у остальной посуды высокие стенки»);
• по назначению («В ряду лишний стакан, потому что это столовая посуда, а вся остальная - кухонная);
• по цвету («В ряду лишний стакан, потому что он бесцветный, а остальная посуда цветная).
Такой же обработке мы подвергли упражнение «Чего не стало?», основной задачей которого, как правило, является развитие зрительного внимания и памяти. Мы увидели широкие возможности данного упражнения для отработки с детьми отдельных грамматических категорий, закрепления навыков количественного счёта и реализуем ещё такие задачи:
• упражняем в употреблении существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа;
• упражняем в согласовании существительных с числительными в роде и числе;
• упражняем в количественном счете.
Так, по теме «Фрукты» даё тся 5 картинок с изображением на них нескольких однородных объектов:
2 лимона, 1 яблоко, 4 сливы, 3 банан, 5 груш.
После того, как дети посчитают фрукты на каждой картинке, взрослый убирает одну, а дети рассказывают, чего не стало (одного яблока, четырех слив, пяти груш, двух лимонов и т. д.).
В этой игре мы также даём детям дополнительные задания на развитие пространственного восприятия, на понимание и употребление предлогов.
Так, после определения недостающих фруктов, дети вспоминают их местонахождение («Сливы находились перед бананами; яблоко было между лимонами и сливами …»).
Как видно, оптимизация содержания игры «Четвертый лишний» и упражнения «Чего не стало?» позволяет нам решить многочисленные задачи коррекции речи и развития, что подтверждает важность соблюдения этого условия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и сопутствующие им отклонения.