Приложение МААМ

Опыт организации детского экологического клуба «Хомячок». (2 фото)

Елена Красенко
Опыт организации детского экологического клуба «Хомячок».
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА «ХОМЯЧОК» В ГРУППЕ

ДЕТСКОГО САДА

Е. И. Красенко, воспитатель

МАДОУ "Детский сад № 395" г. Перми

Неблагоприятная экологическая ситуация в стране диктует необходимость овладения детьми элементарными представлениями о природе уже в дошкольном возрасте. Это включает в себя воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Поскольку формирование экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой – природы возможно только при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, одной из форм работы по экологическому воспитанию детей мы выбрали такую как организация детей по интересам, т. е. создание клуба любителей животных. Кроме того, клубная и кружковая работа соответствует требованиям реализуемой в нашем дошкольном учреждении программы нового поколения «Детство».

Публикация «Опыт организации детского экологического клуба „Хомячок“,» размещена в разделах

Для организации работы клуба нужно много разных животных. У нас в детском саду есть комната живой природы с такими объектами как сухопутные и морская черепахи, перепела, попугаи, бентамские куры, кролики, морские свинки, аквариумные рыбы и др. Помимо этого мы заключили договор о взаимном сотрудничестве с детским клубом «Парус». Имеющийся там живой уголок даёт нам возможность наблюдать и взаимодействовать со многими видами животных и птиц.

Работа по организации клуба велась по следующим направлениям:

- разработка перспективного плана заседаний на год;

- разговор с детьми о том, что такое клуб, какие клубы по интересам дети знают (итог – идея создания клуба в группе);

- придумывание вместе с детьми названия клуба и его эмблемы;

- подбор музыки (позывные – сигнал к началу заседания);

- введение правил общения с живыми объектами в виде карточек-символов.

Работа клуба основана на использовании важных принципов организации экологической деятельности, рекомендованных доктором психологических наук, заведующим кафедрой экологической психологии Московского городского психолого-педагогического института В. А. Ясвиным:

1. Принцип гетерогенности экологической деятельности, т. е. включение личности в разнообразную деятельность, связанную с миром природы (на заседаниях клуба мы не только наблюдаем за живым объектом, но и разучиваем о нём стихи, составляем рассказы, придумываем загадки, рисуем, лепим, а также кормим).

2. Принцип гетерогенности природных объектов, т. е. показываем разнообразие животных и птиц на примере отдельного обитателя (с одного животного отношение переносится на ряд животных, а затем на отношение к природе в целом: хомяк – хомяки разной породы – грызуны).

3. Принцип индивидуальной психологической адекватности экологической деятельности, т. е. организуем деятельность, соответствующую психологическим особенностям ребёнка.

4. Принцип субъективизации природных объектов. Для его реализации мы применяем следующие методы:

- метод экологической идентификации, т. е. попытка ребёнка поставить себя на место животного,

- метод экологической эмпатии, т. е. сопереживание ребёнком состояния живого объекта, сочувствие ему,

- метод экологической рефлексии, т. е. осознание ребёнком целесообразности своих действий, направленных на животных (правила поведения во время встречи с живыми объектами, использование проблемных ситуаций и осмысление, обсуждение их).

5. Принцип экологической коактивности, т. е. использование таких методов, которые способствуют формированию субъективного отношения к природе в процессе деятельности. Для его реализации мы применяем следующие методы:

- метод экологической заботы (забота о птицах – изготовление кормушек, участие в экологических акциях,

- метод экологических экспектаций, т. е. использование эмоционально насыщенного ожидания от предстоящего контакта с живым объектом.

Исходя из этого были определены основные задачи работы клуба «Хомячок»:

- развивать у детей познавательный интерес: желание и умение узнавать новое и интересное о животных и птицах, рассказывать об этом другим;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к живым объектам.

Заседания клуба проходят два раза в месяц во вторую половину дня. Формы их проведения различны и зависят от поставленных задач, живого объекта, сезона. Это традиционные заседания, экологические праздники, детская научная конференция, игра «Что? Где? Когда?» Работа клуба одними заседаниями не ограничивается. Мы много читаем познавательной и художественной литературы о животных, наблюдаем во время прогулок и экскурсий, рисуем животных, придумываем загадки и небольшие рассказы, рассматриваем картины и иллюстрации, играем в дидактические и подвижные игры, оформляем тематические альбомы, работаем с глобусом.

Хочется отметить участие родителей в организации заседаний клуба, это и изготовление атрибутов для заседаний, совместная работа детей и родителей с различными источниками информации, её подбор.

Опыт работы показал, что на заседаниях клуба дети с интересом приобретают научные знания, учатся видеть и понимать животных в близком контакте с ними.

С целью выявления у дошкольников достижений освоенья экологической культуры и определения уровня их экологической воспитанности мы используем диагностику, разработанную Н. Н. Кондратьевой в рамках – реализации экологических задач программы «Детство». Мы увидели, что большинство детей нашей группы с любовью и заботой относятся ко всему живому. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений к живым объектам. Дети с удовольствием по собственной инициативе общаются с объектами животного мира, наблюдают за проявлениями их жизни. Они самостоятельно видят необходимость ухода за животными, охотно откликаются на предложение оказать им помощь и качественно её выполняют. У детей сформирован достаточно широкий круг представлений о природе: дети выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектах и групп. На основе полученных представлений уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к живым объектам выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Итак, опыт нашей работы по организации детской деятельности по интересам даёт возможность качественной реализации задач комплексной образовательной программы «Детство», «как программы обогащённого развития детей дошкольного возраста, обеспечивающую единый процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей».

Наблюдение за морской свинкой

Опыт организации детского экологического клуба «Хомячок».

Наблюдение за степной черепахой

Фото «Хомячок»

Заседание клуба «Хомячок»

Наша «научная конференция»:

«Всё о кроликах и зайцах»

Цель:

- Развивать у детей познавательный интерес: умение узнавать новое и интересное о кроликах и зайцах, рассказывать об этом другим детям

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к животным

Живой объект: калифорнийский кролик

Оборудование: строительный материал для вольера, колокольчик, веточка яблони с кормом, атрибуты для иллюстрации рассказов о кроликах и зайцах

(модель «ноги», игрушки совы и зайца, вещи, связанные из пуха, рисунок кролика пуховой породы)

Предварительная работа:

Предложить детям дома с родителями найти интересный, занимательный материал о кроликах и зайцах и придумать вопросы – загадки для других детей.

План заседания:

(Звучит музыка, дети подготовил материал для демонстрации домашнего задания, заняли свои места)

I часть.

- Дети, вспомните, кто был нашим гостем на прошлом заседании? Верно, нашим гостем был домашний кролик, породы «серый великан». Вернее крольчиха, зовут её «Девочка». И вам было дано домашнее задание: найти интересный занимательный материал о кроликах и зайцах. Я знаю, что многие дети выполнили домашнее задание.

(дети, подготовившие вопросы, задают их участникам конференции, демонстрируя ответы)

1 вопрос: «Для чего зайцу такие длинные уши?»

- Игра «Угадай, где звенит»

/Длинные уши позволяют слышать даже мельчайшие шорохи, что спасает зайца от врагов/

2 вопрос: «Зачем заяц переворачивается на спину?»

/У зайца очень сильные задние ноги и, перевернувшись на спину, заяц отбивается ими от своих врагов/.

- Разыгрывается сценка, как заяц отбивается от совы (используя мягкие игрушки зайца и совы)

3 вопрос: «Почему зайца зовут косым?»

- Упражнение: «Расскажи, что у тебя справа…. сзади»

/У зайца глаза расположены сбоку головы, что позволяет ему видеть не только, что находиться по бокам, но даже, что находится сзади. /

4 вопрос: «Почему зайца называют барабанщиком?»

/У зайца очень сильные задние ноги и, когда он чувствует опасность, то сильно бьет задними лапами, «барабанит». Это он предупреждает всех об опасности. /

- упражнение «Барабанщик»

5 вопрос: «В гору бегом, с горы кувырком?» - Про кого так говорят?

Почему?

/У зайца задние ноги длиннее передних, поэтому, когда заяц спускается, они ему мешают и удобнее зайцу спускаться кувырком/

- Демонстрация модели зайца (длинные задние ноги, короткие – передние, бумажная гора)

6 вопрос: Демонстрация связанных изделий: варежки, шапочка и др.

- Из чего связаны эти вещи? (пуха кролика)

- Рассказ ребёнка о кроликах пуховой породы (иллюстрируется рисунком)

II часть.

Внесение калифорнийского кролика. Знакомство с Зайкой.

Строительство детьми вольера из строительного материала для кролика.

Наблюдение за калифорнийским кроликом. (рассматривание кролика строится таким образом, что бы можно было подтвердить сведения о кроликах, которые узнали во время беседы)

Рассказ воспитателя об особенностях, характере калифорнийского кролика Зайки. (кролик находит кусочек булочки, спрятанный в руке)

Угощение кролика веточкой с кормом.

Прощание с гостями

Конец заседания:

Ребята, я хочу сообщить, что следующим нашим гостем будет не животное, а птица. А что это птица, вы узнаете в следующий раз.

Публикации по теме:

День рождения семейного клуба «Гнездышко»День рождения семейного клуба «Гнездышко» Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем детском саду создан семейный клуб"Гнездышко",который.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Автор публикации:
Опыт организации детского экологического клуба «Хомячок».
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 15:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт организации детского экологического клуба «Хомячок».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Красенко (УИ 67370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД