Наталья Кравченко
Опыт организации работы по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт организации работы ДО №11 МБОУ «Гимназия №6»
по речевому развитию
Слайд 2. Вид ДО - общеразвивающий, с приоритетным направлением – социально – личностное развитие детей в разных видах деятельности
В ДО №11 функционирует 6 групп, возраст детей от 3 до 7 лет. Количество воспитанников - 165 детей
Слайд 3.
Методическая тема дошкольного отделения № 11:
«Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольного отделения как фактор достижения современного качества воспитания и обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Публикация «Опыт организации работы по речевому развитию» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2017
Цель: построение работы ДО в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Слайд 4. В дошкольном отделении №11 работает 11 педагогов.
3 человека аттестованы на высшую квалификационную категорию, 1 педагог на 1 категорию.
Слайд 5. Непосредственная образовательная деятельность в МБОУ «Гимназия №6» ДО №11 организована по программе «Детство». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, авторский коллектив Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. 2014 г.
Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Слайд 6. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования наряду с основной программой «Детство» в нашем учреждении внедрены в практику и реализуются дополнительные программы и технологии:
• Программа «Как хорошо уметь читать!» Д. Г. Шумаева
• Программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», автор Н. В. Нищева, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2015 г.
• «Добро пожаловать в экологию!» (Воронкевич О. А. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014).
• Азбука общения. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
• Мнемотехника.
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
• Проектная деятельность.
• Здоровьесберегающие технологии.
Образовательная область "Развитие речи" учебного плана реализована НОД: развитие речи, обучение грамоте. НОД по развитию речи проводится по 1 в неделю во всех возрастных группах.
НОД по подготовке к обучению грамоте вводится в старшей и подготовительных к школе группах, в целях осуществления развития фонематического слуха детей и подготовки дошкольников к овладению звуковым анализом слова. НОД по подготовке к обучению грамоте проводится по 1 в неделю.
Слайд 7. Методы речевого развития.
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Слайд 8. Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Слайд 9. Совокупность методов речевого развития детей предполагает :
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.
Слайд 10 – 15. Предметно - развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Слайд 16-17. Развитие речи посредством художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Слайд 18. Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Слайд 19. Экскурсии как метод развития речи детей
Экскурсия [лат. excursio – поездка] – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.
Целью экскурсий является, уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
Слайд 20. Сюжетно-ролевая игра
Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
Слайд 21-22. Театрализованная деятельность
Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.
Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.
Слайд 23. Пальчики
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Пальчиковая гимнастика:
-Способствует овладению навыками мелкой моторики;
-Помогает развивать речь ребенка;
-Повышает работоспособность коры головного мозга;
-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
-Снимает тревожность.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики :
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
• пальчиковые игры;
• лепка;
• массаж пальцев и кистей;
• пирамидки;
• игрушки – шнуровки;
• Кубики
• сухой бассейн.
Слайд 24. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Слайд 25. Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Слайд 26. Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.
Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Слайд 27. Использование информационно – коммуникативных технологий
Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Слайд 28. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки.
Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Слайд 29 – 32. Работа с родителями
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Все перечисленные методы, используемые в дошкольном отделении решают задачи речевого развития, в соответствии с ФГОС ДО: ребёнок овладевает речью как средством общения и культуры; развивается связная грамматически правильная монологическая и диалогическая речь; осуществляется развитие речевого творчества; обогащается активный словарь; дети знакомятся с книжной культурой, детской литературой; идёт формирование звуковой, аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте; развивается звуковая и интонационная культура речи.
Кравченко Н. А., старший воспитатель ДО №11 МБОУ «Гимназия №6»,
г. о. Прохладный КБР