Наталья Кейль
Дневник воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт педагога всегда интересен не только родителям, но и коллегам. (читайте, перенимайте, комментируйте).
Дневник воспитателя.
Я уроженка Крыма. Люблю свой полуостров, неповторимую природу, национальный колорит его жителей, а особенно его маленьких крымчан.
Я по профессии – воспитатель. Имею высшее специальное педагогическое образование. Работала в детских садах Крайнего севера и Крыма. Мама двух взрослых детей и бабушка двух замечательных внуков. Имею огромный опыт в работе с детьми. Многие мои воспитанники выросли, имеют профессии, свои семьи и живут они в разных городах разных стран. Своим опытом воспитания и обучения хочу поделиться с родителями, бабушками и дедушками, а также «лицами» заменяющими их. Буду рада, если он вам пригодиться. Своим опытом я решила поделиться с родителями, которые хотят знать больше о воспитании детей и желающих помочь своему малышу вырасти здоровым, умным, в меру амбициозным и адаптированным к этой жизни. А дети, имея эти знания, умения и навыки смогут применять всё это в течение всей своей жизни. А знания эти нужно приумножать, как родителям, так и детям, и не упускать драгоценное время. Я это поняла, воспитывая и обучая своих и чужих детей. Поэтому решила поделиться своим опытом с вами, читателями.
Публикация «Дневник воспитателя» размещена в разделах
К процессу воспитания и обучения всегда отношусь как к чему - то серьезному и глобальному - свои знания применяю одинаково как к своим детям и внукам, так и к воспитанникам детского сада.
Всем родителям всегда утверждаю:
воспитание детей начинается с самовоспитания родителей, т. к. воспитание ребёнка начинается задолго до зачатия и рождения самого ребёнка.
Прочитав главы, вы найдете в них мои высказывания, напечатанные жирным шрифтом. И если их выписать в отдельную брошюру, то перед вашими глазами будут готовые методические рекомендации по воспитанию детей, прочитав их, родители поймут, что нужно и чего нельзя делать, а если всё же ошибки были допущены, то к чему они приведут, если вовремя их не исправить. Может я когда то так и сделаю…издам отдельную брошюру. Время покажет.
Работая в детском саду и набирая очередных детей к себе в младшую группу, я уже могла определить, по некоторым внешним признакам, какое место каждый ребёнок занимает в своей семье. Это видно сразу по тому как: ребёнок одет (опрятный и аккуратный ли он); по поведению в детском коллективе (хорошо воспитан или нет); и в какой степени развита его речь (проводились ли занятия с ребёнком, но это не относится к детям, перенёсшим какие-либо травмы или серьёзные заболевания). Учитывая всё это - я уже знала, над чем мне нужно работать. В первую очередь я встречалась с родителями и разъясняла им, что нужно делать, если возникли проблемы у малыша и как помочь ему, а также что нельзя делать по отношению к ребёнку. Я знаю точно что, если у ребёнка есть проблемы, то выяснив причины их возникновения, нужно убрать источник этих проявлений. Чаще всего этой причиной являются - неправильные действия родителей малыша или бездействие, а также окружающая обстановка, которая «царит» в семье, где проживает дошкольник. А вот чтобы их не было, нужно вооружиться знаниями задолго до появления малыша в семье.
Глава 1. Воспитание еще не родившегося ребёнка.
Когда супруги решили иметь ребёнка, они должны подготовиться к его зачатию заблаговременно, пройти длинный путь подготовки (в этом им помогут медики, СМИ). И вот, наконец, долгожданная беременность наступила. Теперь, во время вынашивания малыша, женщина должна думать не только о своём и малыша здоровье, но и о его питании и воспитании заблаговременно до рождения. И в этом должны принимать участие не только родители малыша, но и все близкие люди, которые общаются с молодыми родителями, так как они в дальнейшем будут влиять и на малыша, который будет расти в этой семье. Поэтому при любой встрече с будущей мамой они должны быть предельно внимательны не только к ней, но и к малышу. Здороваться и общаться не только с мамой, но обращаться к малышу обязательно. А когда ребёнок появится на свет - он вас обязательно узнает по голосу или после прикосновения и даст об этом вам знать.
У меня был случай в детском саду. В одной семье родители, (их ребенок посещал мою группу) ждали рождение еще одного малыша. С беременной родительницей я часто разговаривала на разные темы, и во время очередной нашей встрече она поинтересовалась, почему я советую всем членам семьи общаться с еще не родившимся малышом, всему тому, что я сообщила (о внутриутробном воспитании малыша, она удивилась и подвергла сомнению. Я предложила запомнить мой ответ на ее вопрос, а в подтверждении этого - она увидит реакцию новорожденного малыша, который будет не только положительно реагировать на мой голос (или после прикосновения к нему,но и даже повернёт голову в мою сторону когда, я поздороваюсь с ним, и может быть даже улыбнётся (потому что он часто слышал мой голос и слова обращённые к нему). Так и произошло, как я говорила. Когда эта же родительница пришла с новорожденным ребёнком в детский сад я решила продемонстрировать сказанное мною ранее. Хорошо, что ребёнок не спал, даже капризничал, но заговорив с ним и погладив по спине, он успокоился и даже улыбнулся, повернув головку в мою сторону,потому-что услышал знакомый голос.
Продолжая тему о внутриутробном воспитании, хочу отметить, что не родившегося малыша с помощью слов можно успокоить, попросить и даже уговорить, (например - что бы ни причинял маме боль, когда он сильно толкается в животе и т. д.) Это хорошо удаётся будущим папам. Если малыш себя беспокойно ведёт - (сильно толкает в живот, значит, у него не всё в порядке или просит обратить на себя внимание молодой мамы. На протяжении всей беременности, нужно выбрать время для ежедневных занятий: щадящей физкультурой; чтением различной литературы (художественной, научно-популярной, технической, а также литературы на иностранных языках); прикладным искусством. Это нужно не только вам, но и вашему малышу т. к. его мозг начинает формироваться внутри утробы матери и уже после рождения, вы заметите, что ваш ребёнок будет быстрее развиваться, чем сверстники и быстрее учиться тому, чему вы будете его учить. (Из личного опыта.) И следует помнить, что беременным женщинам нежелательно посещать зрелищные мероприятия (например - цирк, полные стадионы людей и т. д.) - это может быть вредно для малыша и вашего самочувствия.
Современным будущим мамам хочу пожелать – живите, радуясь жизни, испытывайте больше положительных эмоций, соблюдайте режим и предписания врачей - и всё у вас будет хорошо!
Будущие мамы, запомните одно правило - во время беременности нужно жить по тому режиму, который хотите, что бы ваш малыш перенял его от вас и жил по нему после своего рождения.
Глава 2. Первый этап, вынашивание малыша, пройден.
РАДОСТЬ В СЕМЬЕ - РОДИЛСЯ ДОЛГОЖДАННЫЙ РЕБЁНОК.
Вторым этапом в жизни родителей является - воспитание и ухаживание за малышом, физическое и интеллектуальное его развитие. Как ухаживать, кормить и лечить вам подскажут врачи, родственники, а также вся информация есть в интернете. А вот как правильно развивать и воспитывать - этот вопрос нужно молодым родителям тщательно изучить.
Я хочу поделиться с вами своим опытом как педагог, дать практические советы родителям, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, хорошо воспитан и всесторонне развит. Для этого важно родителям иметь желание, терпение и волю. Если они имеют эти качества или хотя бы приобретут их во время воспитательного процесса, то положительный результат им обеспечен.
Первое, что должен иметь ваш ребёнок – хорошее ЗДОРОВЬЕ.
На здоровье малыша влияют 4 фактора: гены родителей, психологическая обстановка в семье, уход за ребёнком и его питание. Про первое (гены)- от них никуда не деться. Три следующих фактора зависят только от взрослых.
Рассмотрим второй фактор - психологическая обстановка в семье. Дам несколько советов для сохранения здорового климата в своей семье.
1. Что не должен видеть и слышать ребёнок в своей семье:
-выяснение в агрессивной форме личных отношений своих родителей (в том числе и драки);
-оскорбление или унижение друг друга;
-нецензурную брань;
-сексуальную жизнь родителей;
-информацию и видео для взрослых, а также насилие в любом виде (в средствах массовой информации, в видеоиграх и т. д.).
2. Какие условия помогут сохранить устойчивую психику вашего ребёнка:
-спокойная и дружелюбная атмосфера в семье, основанная на взаимопонимании и доверии;
-соблюдение режима дня ребёнком, (поддерживаемый членами семьи);
-личный пример реагирования на нежелательные ситуации: в быту, межличностных отношениях;
-окружение ребёнка (дальний и ближний круг общения).
- не допускать негативных отношений с ребёнком (унижение, оскорбления в любой форме, избиение и т. д.)
3. Ребёнка в семье нужно:
-любить всегда;
-уважать, как личность!
-хвалить, подбадривать, но не захваливать;
-гордиться его достижениями, но не возвышать на «пьедестал»;
-считаться с его мнением.
Ну а если всё же у ребёнка появились признаки перевозбуждения нервной системы,выясните причину возникновения такого состояния, уберите её и дайте малышу возможность поиграть в спокойные игры с водой – это его успокоит (пускание корабликов, игры с «водной мельницей» и т. д.) А в конце покупайте ребёнка под теплым душем. После этих процедур наступит релаксация, и ребёнок лучше заснёт.
Первые признаки перевозбуждения (переутомления) ребёнка - он плаксив и капризничает по любому поводу, а иногда бывает даже агрессивным.
Если родители будут соблюдать мои вышеперечисленные советы – в воспитании ребёнка у них не будет проблем. Конечно, бывают исключения, но эти вопросы нужно рассматривать индивидуально, разбирая каждый случай отдельно.
Выше говорилось о психосоматическом состоянии ребёнка, а сейчас хочу затронуть физическое состояние здоровья малыша. Для того, чтобы оно было в порядке - нужно ребёнка закаливать, сбалансировать его питание и проводить профилактику заболеваний.
Закаливание - является немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребёнка. Поэтому, закаливать малыша нужно с рождения (купать, обливать контрастным душем, если нет противопоказаний, правильно подбирать сезонную одежду, как можно больше проводить время на свежем воздухе и т. д.) Для того, чтобы ребёнок-подросток и дальше продолжал закаливающие процедуры, нужен постоянный пример взрослого. Как закаливать, купать вы можете прочитать в любой другой литературе, а вот как не перегревать ребёнка и одевать его по сезону я вам из опыта сейчас поведаю.
В детском гардеробе должна быть одежда на все случаи жизни.
Лучше всего покупать одежду (универсальную, подходящую как для девочек, так и для мальчиков, тогда и младшим детям оставить можно и комбинировать легко. Прежде чем идти на улицу одевайте ребенка с учетом времени года и места, куда вы идете. Обязательно продумайте съемные варианты одежды: кофты, жилетки, головные уборы, а так же сезонную верхнюю одежду. Особое внимание хочу уделить обуви и головным уборам. Зимняя обувь не должна быть резиновой и с тонкой подошвой, а кожаная (или заменитель кожи) на меху с толстой ребристой подошвой, которая не скользит во время гололеда. Зимний головной убор должен прикрывать уши и шею. Шарф одевать только при сильном ветре. Маленького ребёнка (до 2-х лет) нужно одевать чуть теплее, чем сам. А детей постарше – как самого себя (из верхней одежды: теплая обувь, средняя по теплоте куртка и шапка по погоде).
Очень важно - не перегревать ребёнка.
Главным принципом в воспитании, обучении и уходе за ребенком я бы отметила:
Для ребёнка всё и всегда делайте своевременно.
Последним фактором для здоровья, на мой взгляд, является правильное питание ребенка.
Важно в питании: совместимость употребляемых продуктов, регулярность, своевременность принятия пищи, разнообразие- обязательное включение в меню свежих овощей и фруктов, а также молочных продуктов.
Таблицу совместимости всех продуктов питания между собой вы можете найти в других источниках. Я и моя семья пользуемся этим способом, сочетания продуктов, на протяжении многих лет.
Что нужно сделать взрослым, чтобы здоровый ребёнок не отказывался от еды:
-с маленького возраста приучить его употреблять все продукты питания (по принципу постепенности и в соответствии с возрастом);
-обустроить постоянное место для принятия пищи (чтобы ребёнка оно устраивало);
-обеспечить спокойную обстановку во время еды, чтоб его ни кто и ни что не отвлекало (телевизор, радио, игрушки, мелькающие родственники);
-готовить вкусную еду;
-эстетически оформлять подаваемые блюда;
-разнообразить детское меню (учитывая возраст);
-употреблять пищу в одно и то же время (в соответствии с режимом ребёнка).
Если здоровый ребёнок даже и при таких условиях плохо ест, значит приглашайте в гости других детей и усаживайте их за один стол. Дети у друг друга учатся не только «плохому», но и хорошему. Очень часто взрослые задают мне вопрос: «Почему в детском саду дети всё всегда едят, а дома нет?» Я на такие вопросы отвечаю так, что, во-первых - питание разнообразное и едят дети в одно и то же время,
во-вторых - маленькие дети подражают друг другу, а старшие не хотят быть хуже своего друга (или подруги). А также соблюдаются все вышеперечисленные условия, при которых ребёнок с удовольствием будет кушать все, что ему предложат. Вот и весь секрет! А в многодетных семьях, хочу отметить, что идеальным вариантом для ребёнка с плохим аппетитом, конечно – же, будет являться, пример других детей (из его же семьи) сидящих рядом с ним за одним обеденным столом.
Продолжение следует…