МААМ-картинки

Консультация «Правовое воспитание дошкольников»

Елена Мельникова
Консультация «Правовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

I. Цель и задачи опыта 4

II. Содержание опыта 5

II.1. Результаты диагностики по правовому воспитанию детей дошкольного возраста 5

II.2. Правовое воспитание детей дошкольного возраста 9

II.3. Взаимодействие с родителями 20

II.4. Результативность опыта работы 23

III. Выводы 28

IV. Рекомендации по использованию опыта 29

Литература 30

Публикация «Консультация „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Приложение

Всеобщая декларация прав человека

Декларация о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конспект НОД по правовому воспитанию в старшей группе

Конспект НОД по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе

Конспект развлечения по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе

Информация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Информация для родителей «Понимаем ли мы друг друга?»

Памятка для родителей по созданию благоприятной атмосферы в семье

ВВЕДЕНИЕ

"Знать свои права и уметь за них бороться – значит, быть сильным.

Уважать права других – значит, быть справедливым.

Жить по праву – значит, жить в мире и согласии"

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра.

Права детей сегодня - это «модная» тема.

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением ХХI века во всё м мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОПЫТА

Цель: формирование основ правового сознания дошкольников

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности, уважения к достоинству и личным правам другого человека, основ толерантности, знаний общественных норм и правил поведения.

3. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.

4. Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА

II.1. Результаты диагностики по правовому воспитанию детей дошкольного возраста

Опираясь на методические рекомендации программы «Детство» была проведена педагогическая диагностика по следующим критериям правовой воспитанности у детей :

Знания детей о своих правах и обязанностях;

Оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права;

Полнота знаний и потребность в получении новых знаний;

Умение адекватно оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм права;

Сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов поведения;

Умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

В ходе проведения диагностики было выявлено:

Лишь часть детей в группе (38%) с помощью воспитателя ориентируется в понятиях права и обязанности ребенка, имеет определенные знания о своих правах и обязанностях. Большинство детей в группе (62%) имеет слабые знания в данной области, не ориентируются в своих правах и обязанностях

Оценивать собственное поведение и поведение других людей с точки зрения норм права самостоятельно дети затрудняются, 41% детей группы оценивает собственное поведение с помощью воспитателя, 59% детей группы сложно оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения нор права

38% детей в группе имеют определенный объем знаний, при решении определенных вопросов им требуется помощь воспитателя, дети проявляют интерес к данной теме, испытывают потребность в получении по ней новых знаний, в чем им оказывает помощь воспитатель. 61% детей группы не проявляют интереса к данной теме, не испытывают потребности в получении новых знаний

Немного более половины детей группы затрудняются при необходимости давать адекватную оценку своим и чужим поступкам с точки зрения норм права – 55% детей группы. Чуть менее половины детей в группе с помощью воспитателя старались давать адекватную оценку своим и чужим поступкам с точки зрения норм права – 45%

У 55% детей в группе на достаточном уровне сформированы качества самоконтроля, дети могут с определенной помощью воспитателя давать оценку своему поведению. У 7% детей группы сформированы качества самоконтроля, они обосновано дают оценку своему поведению. Чуть более трети детей (38%) затрудняются при оценивании результатов своего поведения, у них недостаточно сформированы качества и навыки самоконтроля

Большинство детей – 59% - с небольшой помощью воспитателя справляются с выполнением своих обязанностей, стараются соблюдать запреты. 10% детей выполняют все возложенные на них обязанности самостоятельно, соблюдают запреты. Треть детей – 31% - затрудняются при выполнении тех или иных поручений, им сложно обходить стороной запреты

Проведя педагогическую диагностику, было выявлено, что большинство детей имеют незначительные знания о своих правах и обязанностях. У детей вызывало затруднения дача адекватной оценки собственному поведению и поступкам, а также поведению и поступкам других с точки зрения норм права. При этом дети не испытывали потребности в получении новых знаний по данному вопросу. Не всегда дети справлялись с исполнением порученных им обязанностей, сложно было соблюдать определенные запреты.

Для углубления знаний детей в данной области и повышения уровня их практических навыков и проводилась работа по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.

II.2. Правовое воспитание детей дошкольного возраста

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что для формирования правовой культуры детей старшего дошкольного возраста необходимо большое внимание уделять развитию интереса к детей к знаниям о собственных правах, о возможности реализации собственных прав в той или иной области деятельности. Этот интерес у детей необходимо развивать как во время НОД, так и в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.

В рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста также необходимо использовать один из современных методов обучения – проектный метод. В ходе работы по данной теме реализовывались такие проекты как: «Моя семья» (в старшей группе, «Правовое воспитание дошкольников» (в подготовительной к школе группе).

В рамках проекта «Моя семья» дети знакомились с историей своей семьи, вместе с родителями делали генеалогические древа своих семей, беседовали о значимости семьи в современном обществе.

В рамках проекта «Правовое воспитание дошкольников» у детей формировались элементарные представления о своих правах и свободах, развивали уважение и терпимость к другим людям и их правам. Детей знакомили с Конвенцией о правах ребенка, на практике учились применять знание своих прав (проблемные игровые ситуации, проведением развлекательного мероприятия «незнайка в счастливой стране», спортивно-развлекательного мероприятия «Вместе с папой» и др.)

В ходе работы по правовому воспитанию детей активно использовались современные компьютерные технологии – презентации, показ мультфильмов «Азбука прав ребенка», использование проектора с показом слайдов во время НОД и т. д.

Для успешной реализации опыта необходимо было соблюдение следующих условий:

В ходе работы предстояло обогатить развивающую среду группы, в которой ребенок мог бы получать необходимые знания о своих правах и обязанностях, играть в различные дидактические игры, задавать вопросы и получать на них ответы. Поэтому большое внимание уделили обогащению и улучшению центра правового воспитания в группе, в котором дети могли бы получить весь необходимый материал для формирования правовой культуры сознания

В центре патриотического воспитания были размещены для изучения и рассматривания детьми с воспитателем и в самостоятельной деятельности Конвенция о правах ребенка, изготовленная детьми совместно с воспитателем книга «Декларация прав ребенка», книга Г. Остера «права детенышей», а также изготовленная детьми во время проведения НОД «Правовое воспитание дошкольников» книга «Права ребенка».

Также для пополнения центра были изготовлены дидактические игры «Права в сказках», «Где спряталось право», играя в которые дети могут наглядно познакомиться с правами и их применением.

Для детей были приобретены настольно печатные игры «Права ребенка» и дидактический материал «Права ребенка», которые могут использоваться как во время НОД, так и в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей.

Совместно с детьми была изготовлена и размещена в центре патриотического воспитания мини-книга «Я имею право», в которую дети, после проведенных бесед и НОД о правах, разместили иллюстрации основных прав ребенка, что способствовало еще лучшему усвоению материала.

При оформлении центра патриотического воспитания активное участие приняли и родители. Вместе с родителями дети дома изготавливали страницы к книге «Что в имени твоем». Каждая страница книги посвящена значению имени одного из детей группы. Родители вместе с детьми проявили фантазию, творчество при оформлении своих страниц. Книга получилась яркая и интересная. Дети с удовольствием ее рассматривают, узнавая много нового о своих именах и менах других детей.

Теперь в нашей группе центр патриотического воспитания стал более интересным, разнообразным и удобным для игр детей и получения ими новых знаний.

В своей работе использовали разнообразные формы:

Система педагогического взаимодействия с детьми построена в соответствии и с рекомендациями к обновлению дошкольного образования и разделена на три блока педагогического процесса:

Специально организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Специально организованное обучение

С детьми проводилась беседа «У меня есть права», в ходе которой детям дали представление об их правах и обязанностях, развивали чувство собственного достоинства, учили уважать достоинство и личные права других людей, рассказывали о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Также с детьми проводилась беседа «Что означают наши имена», в ходе которой дети получили знания о том, что имя дается человеку при рождении, в каких документах закрепляется право на имя, и какой документ дети получают первым после рождения. Вместе с этим, дети рассказывали, что означают их имена и представляли выполненные вместе с родителями страницы для книги «Что в имени твоем». Так дети узнавали много нового и своих собственных именах, их значении и значении имен своих друзей.

Наиболее творчески к выполнению задания по изготовлению страниц для книги подошли семьи Тимофея Р., Дианы Ш., Вики З., Полины С., Лени С.

Интересной НОД, организованной для детей, была деятельность «Что такое права человека». Детей в доступной возрасту форме на примере сказки «Гадкий утенок» знакомили с правами человека. Дети в ходе НОД познакомились с основным документом по защите прав человека – Конвенцией ООН о правах ребенка. Детей подвели к пониманию того, что соблюдение прав ребенка очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям, воспитывали уважительное отношение к правам человека. В ходе НОД дети высказывали предположения, рассуждали, сочувствовали гадкому утенку, предлагали различные выходы из сложившейся ситуации.

В ходе специально организованного обучения проводилась НОД «Правовое воспитание дошкольников», в ходе которой дети учились применять права, с которыми они знакомы, при решении практических ситуаций. Дети в ходе НОД решали практические вопросы, которые им задали дети старшей группы, в итоге создали книгу «Права ребенка», в которой наглядно можно познакомиться с некоторыми правами. Также в ходе НОД активизировалась мыслительная деятельность детей, развивалось умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками, воспитывали у детей толерантность по отношению к людям разных национальностей, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания к другим людям.

Самостоятельная деятельность детей

В ходе самостоятельной деятельности дети играли в игры, с которыми их знакомили воспитатели, расширяя знания о своих правах и закрепляя знания о них.

Детям нравилось собирать картинки-пазлы с иллюстрациями сказок, определять, что это за сказка и о каких правах в них идет речь. Какие права в сказках реализовываются, какие права нарушаются и как это можно исправить.

Вызывло у детей неподдельный интерес и рассматривание книг, сделанных своими руками. Дети беседовали между собой, обсуждали какое право изображено на той или иной иллюстрации, где его применение находится в жизни. Как ребенок может реализовывать свое право. Дети приводят примеры из личного опыта, где они были свидетелями нарушени тех или иных прав детей.

II.3. Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями по правовому воспитанию детей дошкольного возраста – одна из составляющих частей работы. Так как правовое воспитание детей начинается в семье, и только в тесной взаимосвязи с семьей в процессе работы можно воспитать человека грамотного, знающего свои права и обязанности, толерантного, соблюдающего права другого человека.

В ходе работы с родителями использовались разнообразные виды деятельности.

В уголоке для родителей была размещена Декларация прав ребенка с основными принципами, изложенными в ней, а также Конвенция прав ребенка с ее основными статьями. Так как правовое воспитание дошкольников начинается с правового воспитания родителей. Хотя в настоящее время родители, в связи с большими возможностями получения информации, стали более грамотными с правовой точки зрения.

Проводилось анкетирование родителей по вопроам правового воспитания дошкольников. Анкетирование показало, что большинство родителей знакомы с международными документами о правах ребенка. Большинство родителей считают, что права и достоинство ребенка в нашей стране необходимо защищать, что важная роль в этом вопросе отводится не только родителям, но и образовательным учреждениям. Родители выссказали свою точку зрения по таким вопросам как: что вы понимаете под правовым воспитанием детей, с какого возраста целесообразно приобщать ребенка к правовой культуре и др. Анализ анкет родителей показал, что, несмотря на то, что родители достаточно осведомлены в вопросах правового воспитания дошкольников, помощь дошкольного учреждения им необходима и только в совместной работе можно решать поставленные задачи.

Также для родителей провдилась беседа «Понимаем ли мы друг друга». В рамках беседы для родителей освещались вопросы: а что же такое понимание, из чего оно складывается, как возрастные особенности влияют на поведение детей и что родители должны знать об этом и как им понять своего ребенка, сохранив его уникальность и индивидуальность. В ходе беседы пришли к выводу, что пониамние ребенка – это еще и саомпонимание саого себя, что ребенок не должен быть таким, как хотят и представляют себе родители. Ребенок – это личность, которую нужно поддерживать, помогать ей развиваться.

Для родителей была предоставлена информация «Жестокое образение с детьми: что это такое?». До родителей донесли информацию о том, что же такое жестокое обращение с детьми, какие существуют основные формы жестокого обращения с детьми, какими законодательными актами и нормативными документами регулируется отвественность родителй за жестокое обращение с ребенком.

Также в уголке для родителей размещались памятки «По созданию благоприятной семейной атмосферы», «Искусство быть родителем».

Одной из изтересных форм работы с родителями была подготовка воспитателями с детьми и показ для родителей спектакля «Незнайка в счастливой стране». Дети в ходе подготовке к представлнию смогли не только проявитьсвои творческие способности, но также еще лучше познакомиться со своими правами и усовить их. Родители получили много положительных впечатлений от просмотра представления, а также узнали о том, какие знание о правах еть у их детей.

Проводилось родительское собрание на тему «Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье». Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.

Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявить группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Педагоги должны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей. Целью родительского собрания было знакомство родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. В ходе собрания педагоги стремились донести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им, пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями, оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Хочется отметить, что родителей заинтересовала вся полученная ими информация, рекомендации, данные им педагогами, были приняты к сведению, и дальнейшая работа по правовому воспитанию дошкольников проводилась не только в детском саду, но и в семье, что способствовало дальнейшему развитию правовой культуры детей.

II.4. Результативность опыта работы

В течение всего старшего дошкольного возраста очуществлялась работа по правовому воспитанию дошкольников в рамках НОД, совеместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей. Интерес детей к изучению собственных прав и обязанностей развивался в течение всего втаршего дошкольного возраста.

Работа по правовому воспитанию дошкольников дала следующие положительные результаты:

Дети знают о своих правах и обязанностях;

Оценивают собственное поведение и поведение других людей с точки зрения норм права;

Дети владеют определенным объемом знаний и имеют потребность в получении новых знаний;

Дети умеют адекватно оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм права;

У детей сформированы качества самоконтроля, самооценки результатов поведения;

Дети умеют соблюдать запреты и исполнять обязанности.

У детей появился интерес к знакомство со своими правами и обязанностями. Для выявления динамики роста достижений детей в области правового воспитания дошкольников была проведена повторная педагогическая диагностика.

Результаты диагностики следующие:

Большинство детей в группе (66%) с незначительной помощью воспитателя на достаточном уровне ориентируются в понятиях права и обязанности ребенка, имеют определенные знания о своих правах и обязанностях. 10% детей в группе достаточно свободно ориентируются в данных понятиях и без помощи педагога. Лишь 24% детей испытывают затруднения, ориентируясь в своих правах и обязанностях.

По результатам проведенной работы видно, что детям стало значительно легче оценивать собственное поведение и поведение других людей с точки зрения норм права. 62% детей группы справляются с этим с небольшой помощью воспитателя, 10% детей справляются самостоятельно, лишь 28% - испытывают затруднения при оценке собственного и чужого поведения.

62% детей в группе испытывают потребность в получении новых знаний по теме, при этом они имеют уже достаточный уровень знаний, решают определенные практические задания по теме, иногда им требуется помощь воспитателя. 14% детей в группе на достаточно высоком уровне справляются с решением практических задач по теме, испытывают потребность в получении еще больших знаний. 24% детей проявляют незначительный интерес к вопросам правового воспитания, испытывают затруднения при решении практических задач.

Лишь 24% детей в группе все еще затрудняются при даче адекватной оценке своим и чужим поступкам с точки зрения норм права. Большинство же детей в группе – 66% - с незначительной помощью воспитателя дают достаточно адекватную оценку своим и чужим поступкам с точки зрения норм права. 10% детей самостоятельно дают оценку своим и чужим поступкам.

У 14% детей в группе сформированы качества самоконтроля, они обосновано дают оценку своему поведению. У большинства детей в группе - 65% - навыки самоконтроля и самооценки результатов поведения сформированы на достаточном уровне, им при самооценке результатов своего поведения требуется лишь незначительная помощь воспитателя. И лишь 21% детей в группе требуется большая помощь воспитателя при самооценке результатов поведения, у них недостаточно сформированы качества самоконтроля.

Пятая часть детей в группе – 21% - выполняют самостоятельно все возложенные на них обязанности, стараются соблюдать запреты. Большинство детей в группе – 65% - справляются с выполнением своих обязанностей с небольшой помощью воспитателя, соблюдают запреты. И только 14% детей требуется значительная помощь воспитателя при выполнении тех или иных поручений, им сложно соблюдать определенные запреты.

В результате повторной педагогической диагностики было выявлено, что видна значительная положительная динамика в знаниях детей по правовым вопросам. Интерес детей к новым знаниям в данной области расширился, дети с увлечением узнают что-то новое, решают практические задачи. Также повысились умения давать оценку собственному поведению и поступкам и поведению и поступкам других. Дети стали легче справляются с порученными им обязанностями и поручениями, большинство детей соблюдают определенные запреты.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников». Разница в общении с мальчиками и девочками. Мальчики. Обычно не следят.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Консультация для родителей в старше-подготовительной группе «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Спасение земли от полного истощения.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Правовое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 17 октября 2021 в 17:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Правовое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мельникова (УИ 635516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД