МААМ-картинки

Опыт работы «Формирование личности ребенка средствами театрализованной деятельности»

Гончарова Любовь
Опыт работы «Формирование личности ребенка средствами театрализованной деятельности»

Творческий отчет

воспитателя

Гончаровой Любови Андреевны

по теме: «Формирование

личности ребенка

средствами театрализованной

деятельности»

Моя работа по формированию социально-личностной компетентности детей средствами театрализованной деятельности ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимую индивиду-альность.

Публикация «Опыт работы „Формирование личности ребенка средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах

В воспитании детей я придерживаюсь принципа: «Не рядом, и не над, а вместе!». Цель этого принципа – содействовать становлению личности, способной к жизненному самоопределению и продуктивной деятельности, создания оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, развитие позитивных и творческих качеств личности ребенка.

Работу начала с детьми 3-х лет. Дети в группе были разные по харак-теру и уровню развития: одни активные, любознательные, непосредст-венные и доверчивые, другие – робкие и стеснительные, могли легко включаться в повсеместную практическую деятельность, эмоционально реагировать на все новое, интересное, но могли быть и замкнутыми, не уверенными в себе, тревожными.

И тогда я пришла к выводу: чтобы жизнь моих воспитанников стала интересной и содержательной, была наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, общением – это можно сделать с помощью театральных игр.

Практика убеждает, что театрально-игровая деятельность – это важ-нейшее средство развития активности и творчества детей.

Быть творческим – значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это со-вершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу трудиться? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? В мире, насыщенном информацией разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать только те-атр. Поэтому для работы мной была выбрана театральная деятельность : определено следующее направление – развитие эмоциональной сферы де-тей и приобщение их к азам театральной деятельности.

Работу начала с создания соответствующей предметно-развивающей среды (театрализованный уголок под названием «Приходи сказка!»). Здесь собраны разные виды театров : пальчиковый, театр варежек, на-стольный театр, плоскостной, театр кукол бибабо; декорации и атрибуты для постановки спектаклей, выполненные руками детей и родителей. Имеется гримерная, костюмерная, есть ширма. Материалы уголка постоянно меняются и обновляются.

Вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс – в разных режимных моментах в течение дня и различных видах детской активности, наполняя общим смыслом и содержанием занятия и прогулки, игры и продуктивную деятельность.

На занятиях по художественной литературе знакомлю детей с произ-ведением, со средствами художественной выразительности. Дети состав-ляют модели сказок, овладевают символизацией, как способом передачи своего отношения к персонажам и событиям.

На музыкальном занятии мы разучиваем упражнения и этюды, которые помогают слышать в музыке эмоциональное состояние героев и передавать его в мимике и жестах. Я предлагаю послушать музыку и не даю словесных указаний: дети сами выбирают способы действий. Провожу физкультурные занятия и гимнастики по сказкам в нетрадиционной форме, где проявляются способности и фантазия дошкольников (конспекты утренней гимнастики и НОД по физической культуре в нетрадиционной форме см. в приложении).

В процессе изобразительной деятельности рассматриваем иллюстрации к сказкам, рисуем сюжеты, иногда полностью меняя творческий замысел художника, дополняют рисунки новыми персонажами. (см. рисунки детей по сказкам в проекте «В гостях у сказки». Это дает детям воз-можность самостоятельно планировать игру-драматизацию, выстраивать свои мизансцены. Обозначая персонажей заместителями, ребенок учится определять игровое пространство, объединять своих героев в единый сюжет.

Следует учесть: у детей возникает стремление перевоплощаться в разных персонажей, они часто хотят меняться ролями. Я предоставляла им такую возможность. Когда начали ставить спектакли, я учитывала это. Сначала я показывала спектакль с одним составом, затем с другим. Если никто из детей не хотел исполнять роль отрицательного персонажа, это делал взрослый, кукла.

Спектакль с участием маленьких детей бывает недолгим и несложным, немногословным – больше действий и событий. В процессе работы с детьми я обратила внимание на то, что дети средней группы лучше за-поминают диалоги в стихотворной форме. Костюмы и декорации – кра-сочные, разнообразные и привлекательные.

Дети старшего возраста с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовалась индивидуальными особенно-стями малышей. Особое внимание уделяла анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, об их назначении, сравнительной характеристики героев.

Для развития актерского мастерства использовала дидактические игры, знания об основных эмоциях (веселье, грусть, страх); учила различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств. Дети узнали о таких эмоциях, как гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение. Подобные эмоции выразить сложнее, поэтому любое само-стоятельное проявление этих чувств не оставалось незамеченным.

Дети старшего возраста с удовольствием играли кукольные спектакли: «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «В гостях у сказки» и другие. (см. фотографии кукольных спектаклей в проекте

«В гостях у сказки»)

Кукольный театр – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, развития сферы чувств (соучастия, со-страдания, способности поставить себя на место другого) и художественного воображения. Постепенно неуверенные в себе дети становились более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Кукольный театр позволил сформировать у детей опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка имеет нравственную направленность. Сказки показывают дошкольникам последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус и любовь к родной русской речи.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Сказочные сюжеты я использую в непосредственно образовательной деятельности, как часть занятия. Это игры – драматизации.

Игра драматизация – первая ступенька, которая возводит на более высокий уровень театрального творчества. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта, как мощный психотренинг, развивающий детей целостно: эмоционально, духовно, фи-зически.

Так, при обсуждении сказки «Сивка-Бурка» был обыгран этюд, когда главный герой сказки Иванушка-Дурачок примчался на коне, доскочил до терема, в котором сидела Василиса Премудрая, снял с ее руки золотой перстень, поцеловал девушку в алые губы и умчался прочь (конспект НОД по сказке «Сивка-Бурка см. в приложении).

А начали занятие русским народным танцем. Дети в русских нацио-нальных костюмах исполнили танец «Во поле береза стояла».

А затем в гости к детям пришел сам Иванушка-Дурачок (кукольный персонаж). Дети очень обрадовались его приходу. Он спрашивал детей о том. каким они считают его, Иванушку-Дурачка?

Дарина: «Ты доброжелательный и жизнерадостный».

Ариша: «У тебя, Иванушка, душа чистая, нет в ней ни зависти, ни злобы, ты добрый, отзывчивый».

А потом я предложила нарисовать Иванушку-Дурачка таким, каким они его представляют.

В феврале 2014 года в подготовительной группе я проводила НОД по образовательной области «Коммуникация» «Пересказ произведения С. Михалкова «Как друзья познаются» (конспект НОД и текст произведе-ния см. в приложении).

На этом занятии дети драматизировали эпизод общения Лисы, Бобра и Кабана в тот момент, когда Бобер полетел в речку, потому что обрушился мостик. А Лиса и Кабан спорили, но никто из них не захотел выручить Бобра из беды.

Дети сделали вывод, что друзья познаются в беде. Друг тот, кто при-ходит на помощь в трудную минуту. А Кабан и Лиса оставили в беде Бобра, поэтому он с ними не захотел дальше идти путешествовать.

На НОД по проведению опытно-экспериментальной деятельности детей «Свойства воды» была проведена инсценировка рассказа «Облака – подружки», в которой показан сюжет игры солнца с облаками. Дети пре-вращались то в быстроногих лошадок, то в неуклюжих мишек, то в шустрых мышек, которые бегали и пищали. А то вдруг начинали плакать. Нет, они не ссорились, они просто играли в «плакс» и непременно ждали солнышко, которое вышло из-за туч, обогрело и приласкало их. (конспект см. в приложении).

Своими достижениями в работе с детьми я считаю овладение на практике технологией личностно - ориентированного общения, что позволило мне взаимодействовать с детьми с позиции сотрудничества, исходя из интересов каждого ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Опыт моей работы показал : воспитательные возможности театрали-зованной деятельности огромны. Она- неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Дети с удовольствием разыгрывают спектакли в группе, выступают для родителей и малышей. Особенно ценно общение, которое возникает в процессе совместной подготовки к спектаклям: дети обмениваются информацией, учатся координировать функции, стремятся к взаимопониманию, сотрудничеству как со взрослыми, так и со сверстниками.

Сложившаяся система работы в моей группе позволила раскрыть творческий и духовный потенциал каждого ребенка и дала реальную воз-можность адаптироваться к социальной среде. Приобретение опыта само-стоятельной творческой деятельности помогло детям развить уверенность в своих силах, создало привычку самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе, осуществлять самоконтроль и самооценку своих результатов.

На основе театрально-игровой деятельности, совместных игр педагога с детьми реализованы практически все задачи воспитания, развития, обучения: развитие сенсорики, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также речевых, коммуникативных, двигательных, организаторских умений и навыков, которые служат фундаментом развития личности ребенка.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

«Формирование эмоционально-волевых качеств личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности». Проект Проект по музыкальной деятельности в ДОУ: «Формирование эмоционально-волевых качеств личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование личности ребенка средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 24 сентября 2014 в 16:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД