Людмила Чистова
Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность»
Автор опыта: Чистова Людмила Викторовна,
воспитатель, педагогический стаж 22 года
Цель опыта – изучить особенности игровой деятельности, как наиболее эффективного метода экологической культуры.
Публикация «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основные задачи: раскрыть суть игры, как метода воспитания; выявить особенности экологической игры; изучить классификацию экологических игр; рассмотреть методику организации некоторых экологических игр.
Ожидаемые результаты.
Используя экологическое направление в воспитании дошкольников, ожидается:
1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
2. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях
3. Осознание себя, как части природы.
4. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
5. Бережного отношения к своему здоровью.
Форма подведения итогов:
1. Итоговые комплексные занятия;
2. Разработка, внедрение экологических проектов.
Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания : узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами, тихий пруд с зелеными берегами – эти картины согревают сердце. А если бы ничего этого не было, и мы никогда бы не видели разноцветных лугов, не смотрелись в лесные озера-зеркала, не слышали пение птиц, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых. Поэтому, смотря на детей наших и слушая их рассказы о природе и животных, возникло желание охранять нашу природу, воспитывать у детей желание больше узнать о ней. Основанием для моей работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе. В ходе этих наблюдений возникло желание помочь детям ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома – Земля. Не просто любить, но и не вредить ей. Поэтому я обратилась к великим трудам выдающих педагогов. Говоря об отношении к окружающей природе, В, А. Сухомлинский говорил: «человек стал человеком тогда. Когда услышал шепот листьев и песню кузнечика. Журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Шорох снежинок и завывание вьюги за окном. Ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание. Слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Великий писатель К. Д. Ушинский высказывал такое мнение. Что «если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу». А. В. Орлов писал: «Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе». И начинать нужно с самых маленьких, именно в дошкольном возрасте, усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыши воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.
Главные принципы жизни человека в гармонии с природой:
• «Не навреди»;
• «Познавая, не разрушай»;
• «Не бери у природы больше, чем необходимо»;
• «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: Что ты хочешь сделать? Зачем тебе это нужно? Кто (что) при этом приобретет, а кто (что) потеряет?»
• «Подумай о последствиях»
Содержание экологического воспитания усваивается дошкольниками в различных видах деятельности. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующее: традиционные учебные занятия, экологические игры, сказки, экологическая тропа, опыты, практикумы, то есть те, которые отвечают потребностям раннего младшего возраста, а так же позволяют изменить потребительское отношение дошкольников к природе.
Игра – это ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что в игре присуща воображаемая ситуация. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир, мыслить о реальных вещах и реальных действиях, она возникает в реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями, если дети активные в жизни, игра помогает им овладеть знаниями об окружающей жизни, развивает их самостоятельность.
Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду.
Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, отражаться на наглядно-зрительные игровые образы (по мнению доктора педагогических наук Рыжовой).
Данная тема важна по целому ряду причин. Игра – ведущая деятельность дошкольника. Она обогащает и развивает личность, она должна быть использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Результативность педагогического опыта.
Результатом моей работы по воспитанию экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» есть положительные результаты.
Повысился уровень экологической культуры и знаний у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы.
В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой.
Малыши с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают интересующие их вопросы.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам.
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Дошкольное детство. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. Поэтому дошкольное детство можно считать началом формирования экологического мышления личности.
Формирование элементарных знаний, здорового образа жизни, мышления поведения – цели экологического развития дошкольников. Для решения этих целей воспитатели в нашем детском саду используют программу по экологическому воспитанию «Юный эколог» С. Н. Николаевой, в основе которого лежит личностно – ориентированная модель воспитания. Пользуемся материалами из газет «Экологическая, правда», которые выписываем в детском саду. Эти издания оказывают большую помощь ДОУ в работе, они очень интересны, полезны. Читая различные советы, статьи, возвращаемся в доброе прошлое, глубже начинаем ощущать нужность экологического воспитания детей с раннего возраста.
На основе методических рекомендаций и преемственности в решении задач программы «Васильевой» и программы «Мы» экологического образования Кондратьевой Н. Н. 2011г. разработаны: перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста (См. Приложение 1 - Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста) : экологические проекты «Огород на подоконнике (См. Приложение 2 –Проекты для детей раннего возраста) наглядные пособия «Собери букет по цвету», «Бабочки», «Подбери цвет к предмету», «Найди пару» (См. приложение 3–Авторские пособия, игры экологического содержания, рассчитанные на детей 2-3лет (См. приложение 4 – Экологические игры); учебно-методические дидактические пособия: «Волшебные прищепочки», «Осенние листочки» и «По грибы» (См. приложение 5 – Учебно-методические пособия). Игры подобранны с учетом психологических особенностей дошкольников 2-3 лет. Система игр предполагает их использование, как в ходе проведения специфических мероприятий, так и на занятиях по развитию речи, математическому развитию, музыкальному, а также на прогулках (См. Приложение 6 – Игры для прогулок).
Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.
Экологические игры формируют целостное видение мира, подводят воспитанников к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира. Наиболее популярными стали эколого-природоведческие игры, подвижные с элементами имитации, сюжетно-ролевые и ролевые игры. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установлено, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Гуманное отношение к природе возникает в процессе того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.