Папки-передвижки

Опыт работы «Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества» часть 2

Оксана Александровна Хаткина
Опыт работы «Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества» часть 2

Способы поддержки творческой инициативы детей дошкольного возраста

Как уже говорилось выше творческая инициативы – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление. В случае детей старшего дошкольного возраста, обратимся к способам поддержки детской инициативы в сюжетно-ролевой игре.

Публикация «Опыт работы „Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества“ часть 2» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра – главный компонент социально-коммуникативной области. В ней ребенок «учится жить», познает жизнь взрослого, перерабатывает впечатления и знания, полученные из окружающего мира, усваивает правила в обществе, учиться общаться со сверстниками, развивая коммуникативные умения и т. д. А главное сюжетно-ролевая игра – неиссякаемый источник творческой деятельности детей. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, самостоятельность и, конечно же, инициативность.

В игре главное процесс, а не результат. Именно от процесса ребенок получает удовольствие. Но удовольствие он получает только в том случае, если сюжет игры исходит из интересов ребенка, а не навязан ему кем-то. Наши дети, как и любые другие, очень любят играть. В старшем дошкольном возрасте они уже самостоятельно выбирают игру, выбирают товарищей, предлагая им поиграть, или товарищи проявляют инициативу и желание вступить в игру, соглашаясь с правилами. Дети распределяют между собой роли, выбирают нужные атрибуты, определяют правила игры. Как правило, это происходит в процессе совместного обсуждения. Хорошо знакомые игры не требуют включения воспитателя, и мы отдаем всю инициативу и самостоятельность выбора детям.

Но сюжетно-ролевые игры детей не должны сводиться только к больнице, магазину и парикмахерской. Мы частенько предлагаем детям поиграть во что-нибудь новенькое. Но, ни в коем случае не навязывая детям правила игры, а лишь предлагая идею. А дальше уже дело за воспитанниками…

Например, наша игра «Такси» началась так: я вспомнила, как не так давно была на рынке и накупила много продуктов, автобус был переполнен и пришлось вызвать службу такси. Водитель попался очень доброжелательный и рассказал несколько интересных историй о том, как он перевозил пассажиров: кто-то ехал с собакой, кто-то очень спешил, а кто-то забыл дома сумку, и пришлось возвращаться назад. «А хотели бы вы поиграть в такси?» Некоторые дети согласились. Не все, но это их самостоятельное решение, их на тот момент привлекла другая деятельность. А тот, кто согласился, был полон инициативы и идей. Тут наша задача была лишь немного помочь детям определить роли, которые могут быть в игре: таксист, его сменщик, оператор, пассажиры, историю которых придумывали сами исполнители этой роли. Так в нашей игре появились женщина с ребенком, направляющиеся в поликлинику; супергерой, супермашина, которого сломалась, и он так спешил оказать помощь, что заставлял водителя превысить скорость; и дама с собачкой (роль которой взяла на себя я). Игра получилась интересной: дети предлагали свои идеи, взаимодействовать в процессе игры, выбирали нужные атрибуты. В процессе к нам подключились еще два ребенка, проявив инициативу к участию и предложив свои идеи. Мы с удовольствием удовлетворили их желание и приняли в игру (принимать желающих в игру – это наше правило, которое позволяет детям развивать свои коммуникативные навыки и открыто выражать свое желание, преодолев стеснение).

Поддержка детской инициативы мной заключалась в предложении поиграть в новую игру и подсказать возможные роли, а далее предоставить развитие сюжета для детского творчества.

Таким образом, игровая деятельность детей пополняется разнообразными сюжетами и идеями (пожарные, почтальон, мастер маникюра, дрессировщик и т. д.).

Руководствуясь пособием для воспитателя «Организация сюжетной игры в детском саду» Михайленко Н. Я., Коротковой Н. А., я использую такой способ игры как сюжетосложение. Этот способ предоставляет максимальную творческую активность и самостоятельность детям не только при выборе игры, распределению ролей и выбору атрибутов, а позволяет самостоятельно придумывать сюжет совершенно новой игры.

Я предлагаю детям придумать новую игру, садимся с желающими в кружок и начинаем придумывать. Иногда приходится подать детям идею, например, «Жила-была одна девочка. Однажды она с мамой пошли гулять…», и здесь слово предоставляется детям. Каждый по очереди или без нее предлагает свои идеи для продолжения истории, дополняя друг друга. Воспитатель при этом старается быть как бы в стороне, принимая участие лишь в том случае, если история заходит в тупик, предлагая свою идею или задавая наводящий вопрос. Например, в поисках мамы девочка Оля подходит к большой реке и не знает, как ее переплыть, потому что нет лодки. Включается воспитатель: «А может ей кто-то помочь?». И дети начинают предлагать свои идеи. Придумав сюжет для игры, придумывают атрибуты и распределяются роли. Так родились наши истории о девочках и мальчиках, попадавших в различные жизненные ситуации.

Каждый раз я предоставляла детям самостоятельно придумывать историю, предлагать свои идеи, обсуждать их, не навязывая свой сюжет, а лишь при необходимости ненавязчиво предлагая свою идею для того, чтобы продолжить детское творчество.

Высоким показателем творчества и активности являются истории, придуманные детьми самостоятельно. Так наши мальчики самостоятельно придумали историю о двух неразрушимых крепостях. Выбрали и распределили солдатиков, построили две крепости, выбрали другие атрибуты.

В процессе игры возник спор о том, что у противника бронированная стена и все атаки противоположно стороны она отражает. Игра грозилась закончиться. Заметив это, я попыталась наладить обстановку, отметив, что у мальчиков очень интересная игра. У противника бронированная стена, а что бы было, если бы можно подъехать к стене на машине или попробовать атаковать с воздуха? Дети тут же схватились за машины и воздушный транспорт. Игра была продолжена. В итоге крепости были не разрушены и объявили перерыв на прогулку, обед и сон.

В данной ситуации моей задачей было поддержать детскую инициативу, похвалить за интересно придуманную игру и помочь мальчикам разрешить конфликт, подсказав идею для возможного развития сюжета в условиях появившихся трудностей.

Придумывание и изготовление атрибутов к играм также очень инициативный, самостоятельный и творческий процесс. я предоставляю детям возможность самостоятельно искать нужные атрибуты из имеющихся в группе, придумывать им замену, при отсутствии нужной вещи, или изготавливать их самостоятельно. Задача воспитателя при этом ненавязчиво предложить идею, если это необходимо и предоставить материал. Так из картона получаются отличные крылья для дракона и мечи, из бумаги – корона или карта, из стульев и конструктора – транспорт, замки и крепости, из кусков ткани – плащи и платья. Активно используется уголок костюмов.

Способы поддержки детской инициативы как целеполагания и волевого усилия

Инициатива как целеполагание и волевое усилие – включенность в разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепку, конструирование, требующее усилий по «сопротивлению» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.

Ну где же, как не в продуктивной деятельности детям проявить максимум инициативы, творчества и самостоятельности? Большинство детей с удовольствием лепят, рисуют, делают аппликации, конструируют. Они самостоятельно по своему желанию выбирают эти виды деятельности в свободное время, садятся группами или поодиночке. В процессе деятельности обсуждают сравнивают, дают друг другу советы. И вроде бы, со стороны воспитателя и не нужно никаких усилий для поддержки детской инициативы…

В самостоятельной деятельности да, но в совместной деятельности, или во время проведения НОД, воспитателю просто необходимо давать детям пищу для размышления и творческого полета. Это нужно для поддержания мотивации детей в течение всей деятельности, развития творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков, а также для возможности «ухода» от привычных красок, карандашей и бумаги.

Казалось бы, где тут инициатива детей, если мы работаем по плану в соответствии с образовательной программой? По плану «Осенние дары», значит делаем аппликацию «Осенние дары», по плану «Птица в полете», значит рисуем птицу в полете, и ни шага в сторону.

А почему бы детям самим не прийти к решению что рисовать или лепить, или строить в рамках заданной темы?

В процессе нашей деятельности я предлагаю детям самостоятельно выбрать то, что они будут творить, слегка подтолкнув их в нужное направление.

Например, во время НОД по ИЗО, передо мной стояла задача формировать умение детей рисовать лыжника в движении. Свое занятие я начала с фразы: «Ребята, зимой так холодно…». И закончилось занятие вот такими результатами: дети не просто нарисовали лыжников, но нарисовали лыжников в разных костюмах, в разных позах (разгоняющегося, спокойно едущего, катящегося с горки и даже падающего, в разных погодных условиях. А главный результат – хорошее настроение и удовольствие детей от проделанной работы. Этого я добилась с помощью поддержки детской инициативы в процессе данной деятельности.

Для развития детской инициативы, самостоятельности и коммуникативных умений (а именно умение предложить свой вариант, выслушать товарища, распределить обязанности и прийти к общему решению) нам помогает работа в группах. Это достаточно сложно, так как часто приходится сталкиваться с возникающими в группах спорами или чрезмерной активностью лидеров группы, но научить детей работать самостоятельно в группах дает детям необходимые навыки для обучения в школе.

Я делю детей на небольшие группы и ставлю перед ними творческую задачу, например, надо нарисовать веселую картину (задачи могут быть одинаковые или разные для каждой подгруппы) или нарисовать сказку-загадку (т. е. изобразить сюжет любимой сказки, не называя саму сказку, или вылепить невиданного зверя.

Дети должны самостоятельно обговорить сюжет рисунка или поделки, способы действия и необходимый материал, распределить роли, договориться в возникающих спорах и представить свою работу. Здесь главными задачами воспитателя являются помощь в решении спорных вопросов. Если дети не могут решить спор самостоятельно, воспитатель должен ненавязчиво предложить возможные варианты выхода из ситуации, или с помощью наводящих вопросов. А также давать возможность действовать всем детям, так как очень часто возникают такие ситуации, при которых несколько активных детей делают работу, а остальные сидят без дела, либо делают по указу. Или же можно поставить перед детьми еще более широкую задачу: предложить детям конкурс на лучший рисунок или поделку на тему «Зима».

Также я активно стараюсь поддержать детскую инициативу в процессе выполнения коллективных работ. Каждая коллективная работа обсуждается детьми, предполагается результат (его мы зарисовываем на доске, определяется материал и способ ее выполнения.

Способы поддержки коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста

Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия, коммуникативная функция речи.

Развивать и поддерживать детскую инициативу можно с помощью коммуникативных игр. В данных играх дети самостоятельно выбирают себе пару или объединяются в группы, выбирают способы взаимодействия друг с другом в той или иной ситуации, учатся договариваться в спорных вопросах, выслушивать идеи товарищей и предлагать свои варианты решения проблемы.

Коммуникативные игры мои дети очень любят. Это, во-первых, очень весело, а во-вторых, у детей есть возможность сделать по-своему, предложить свое решение, не боясь замечаний со стороны взрослого и не находясь в строгих рамках «правильно – не правильно». Мы часто проводим интересные досуги с включением коммуникативных игр, где я стараюсь занимать партнерскую позицию.

Главной моей задачей в такой деятельности является следить за тем, чтобы действительно все дети смогли выразить свое мнение и проявить самостоятельность в принятии решения (предоставляя им слово «А ты как думаешь?» или «А ты что бы хотел?», а также наталкивая детей на поиск возможного решения спорных вопросов, если таковые возникают.

В процессе коммуникативных игр дети тесно сотрудничают друг с другом, появляется теплая психологически-комфортная атмосфера. А также эти игры воспитывают желание помочь сверстнику или формируют чувство гордости к нему. Очень полезно включать в коммуникативные игры детей, не принимаемых в коллективе сверстников или замкнутых. Ведь в игре все дети равны и у каждого есть свои уникальные особенности.

Формы проявления и поддержки детской инициативы в коммуникативных играх:

- дети самостоятельно по желанию распределяются в группы и дают ей название. Также группы могут формироваться по другому принципу: в соответствие с любимым цветом детей (например, предложить карточки нескольких цветов (в соответствие с количеством предполагаемых групп) или в соответствие с предпочтением и интересом ребенка (например, в правую сторону идут дети, которые любят лето, а в другую которые любят зиму) и т. д. ;

- предоставление детьми возможности определить задачи и предполагаемый результат (что им нужно сделать и что бы они хотели получить по итогам игры);

- дети самостоятельно выбирают способ решения задачи (например, каким способом развеселить грустного товарища). Моя задача как воспитателя предоставить необходимые материал и атрибуты и при необходимости ненавязчиво подтолкнуть детей к возможному решению проблемы;

- дети стараются самостоятельно договориться и найти компромисс в спорной ситуации. Задача воспитателя подтолкнуть детей к возможному варианту решения спорного вопроса.

Поддержка познавательной инициативы детей дошкольного возраста

Познавательная инициатива – любознательность : включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность.

Поддержка инициативы детей в экспериментировании.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Желание познавать, искать ответ заложено у них генетически. Особенно когда дело касается такого способа познания, как экспериментирование.

Наверное, в любой группе можно заметить, что при слове «эксперимент» или «опыт», дети уже находятся в состоянии повышенного интереса и полны желания участвовать в нем.

Проведение эксперимента всегда подразумевает уже имеющееся наличие у детей базовых знаний о том или ином явлении. Поэтому можно смело предоставить детям возможность порассуждать о том, как же можно получить тот или иной результат. Дети начинают рассуждать и делать логические умозаключения, исходя из имеющихся знаний. Например, зная о том, что лед – это замерзшая вода, я предоставляю возможность детям самим поразмыслить о том, как же сделать изо льда воду, и, конечно же, проверить все варианты на практике. Были такие варианты как расколоть лед. Расколоть лед? Пожалуйста. Дети раскалывают лед. Получилось? Нет. Какие еще варианты? и т. д.

Также я предоставляю детям возможность выбрать оборудования для проведения опыта, с объяснением своего выбора. Например, наша задача налить в узкое горлышко бутылки воду. я предлагаю детям следующее оборудование: воронка, коктейльная трубочка, совочек. Дети выбирают нужный предмет и объясняют свой выбор (почему нужно наливать воду именно воронкой, а не трубочкой и не совочком). Выбранный предмет обязательно проверяется на практике. Таким же образом мы выбирали ящик для посадки лука: деревянный, пластмассовый или картонный. Для поддержания детской инициативы в данном случае воспитатель должен предоставить детям разнообразное количество материала и возможность самостоятельного выбора.

Проявить свою инициативу ребенок может и, обсудив назначение опыта и предположив будущий результат. Например, весной я принесла детям веточки с почками и сказала, что мне так хотелось бы, чтобы эти веточки были зелеными, и спросила у ребят, нет ли среди них волшебников. На что дети мне ответили, что волшебников нет, но веточки можно поставить в воду. На мой вопрос «Зачем?», дети ответили, чтобы веточки не завяли. Основываясь на собственном опыте, некоторые дети сказали, что может быть, в вазе появятся новые листочки. Таким образом, ребята самостоятельно определили предполагаемый результат и способы действия для достижения этого результата. Веточки были поставлены в воду. Через некоторое время, когда из почек действительно показались листики, были слышны восклицания детей: «Ну, мы же говорили». Желаемый результат был получен. Дети сделали вывод о своей правоте.

Экспериментировать мы с детьми стараемся как можно чаще. Мы даже построили практическую часть проекта «Как нам правильно питаться?» практически на одних экспериментах. Как результат – каталог экспериментов с вредной пищей.

Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности.

Дети по своей природе любознательны, в процессе своего развития они задают множество вопросов, и хотят получить на эти вопросы ответы. Воспитателю очень важно удовлетворить каждый вопрос ребенка, чтобы в последствие этих вопросов возникало все больше и больше, и, следовательно, происходило развитие ребенка. Если же ребенок не находит отклика у взрослого и не поддерживается его инициатива узнать, как можно больше, то со временем он перестанет обращаться к взрослому за помощью, а, следовательно, и проявлять инициативу к общению и познанию.

Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Также проект подразумевает большую практическую деятельность детей и творческий подход. Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей. Организация проектов, основанных на детской заинтересованности, является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Поддержка детской инициативы, самостоятельности и творчества» часть 2
Опубликовано: 8 января 2020 в 17:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД