Папки-передвижки

Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников (5 фото)

Надежда Агаркова
Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» г. Зверево Ростовской обл.

Опыт работы ДОУ

по трудовому воспитанию дошкольников[/h3]

Старший воспитатель

Агаркова Надежда Ильинична

Публикация «Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

2013 г.

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.

В последнее время не имело должного внимания трудовое воспитание детей и в ДОУ. Однако с введением ФГТ к образовательной программе в нашем детском саду данному направлению в работе с дошкольниками уделяем достаточно много внимания. В течение года мы углубленно работали в данном направлении и выработали определенную систему трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это 2 важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики организации труда

К настоящему времени:

- определены условия организации труда дошкольников, разработано его содержание;

- выделены формы организации детей в труде ;

- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых;

- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье;

- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений.

Как видим, трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны, поэтому мы не стали отделять их и поставили для решения в учебном году задачу: систематизировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников.

Работа запланирована и ведется в нескольких направлениях: с детьми, коллективом и родителями.

Цель трудового воспитания дошкольников по ФГТ – формирование положительного отношения ребенка к труду.

И реализуется через решение следующих задач:

Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование

Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности

Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь

Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Считаем, что для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия:

- Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

- подбор оборудования для труда;

- создание мотивации трудовой деятельности;

- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;

- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;

- поощрения в процессе и по результатам труда;

-демонстрация заинтересованности педагога.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:

- труд по уборке помещения;

- мытье посуды, стирка и др.

Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,

картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от-ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами).

Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников

Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств, методов и приемов, направленных на собственно трудовую деятельности детей и ознакомление с трудом взрослых:

НОД

Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня

Наблюдения за трудом взрослых

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

Экскурсии

Художественные средства (изо, музыка, художественная литература и др.)

Дидактические, настольные, творческие игры

Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Использование ИКТ

Интеграция образовательных областей

Поставленной перед коллективом цели добивались, используя разнообразные формы и методы работы. В подготовке к педсовету на тему «Система работы ДОУ по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников» приняли участие все педагоги ДОУ.

Запланирован и проведен тематический контроль «Состояние работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников».

Очень сложно было определить победителей в смотре-конкурсе на Лучший уголок дежурств, в котором приняли участие все средние, старшие и подготовительные группы. Уголки были содержательны, оформлены эстетично, оригинально, отвечали возрастным требованиям детей данной группы. В изготовлении уголков приняли участие родители.

Младшие группы тоже не остались в стороне: приняли участие в Фестивале педагогических проектов: «Огород на окошке» (1 младшие группы) и «О тех, кто трудится в детском саду» (2 младшие группы).

Для педагогов подготовили и провели консультации на темы: «Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста», «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников», «Значение трудового воспитания в развитии личности», «Ознакомление с трудом взрослых».

Все возрастные группы продемонстрировали разнообразные формы работы по трудовому воспитанию на открытых просмотрах по теме «Демонстрация использования разнообразных форм работы с детьми по трудовому воспитанию».

Воспитатель высшей категории подготовила и провела мастер-класс на тему «Развитие творческого потенциала в процессе овладения приемами техники «квиллинг».

Педагоги высшей категории в помощь воспитателям разработали технологические карты на все возрастные группы, где можно наглядно увидеть задачи, виды труда и формы организации деятельности детей по каждой группе отдельно.

В помощь воспитателям разработаны алгоритмы выполнения трудовых действий по каждому виду труда по всем возрастным группам.

Считаем, что трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся и как они решаются в детском саду. В работе с родителями используем разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, мастер-классы, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки, экологические акции, субботники и др.

Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников был представлен на городском методическом объединении дошкольных работников и получил высокую оценку коллег.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. И коллектив нашего ДОУ добивается в этом определенных положительных результатов. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В. А. Сухомлинский.

Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад первой категории Белочка г

Фото №2 Зверево Ростовской обл Фото №3 Опыт работы практика Опыт работы ДОУ по Фото №4 Трудовое воспитание
Публикации по теме:

«Новогодняя сказка-2013» по сюжету сказки о новогодних приключениях Маши и Вити Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №174 г. о. Самара "Новогодняя сказка-2013" по сюжету сказки о.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 27 января 2014 в 15:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД