Галина Федоровна Солодовникова
Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире …. 3
2. Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в
научно-педагогической литературе … 5
3. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 6
4. Формы патриотического воспитания дошкольников …. 11
5. Работа с родителями … 12
6. Работа с педагогами …. 13
7. Интеграция образовательных областей …. 15
Публикация «Опыт работы „Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
8. Диагностика по патриотическому воспитанию …. 14
9. Заключение …. 16
Приложение … 18
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Введение.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большому — детский сад, родное село, страна. Собирая и рассматривая фотографии семейного альбома, составляя генеалогическое древо, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.
На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания работы с семьей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников :
Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Основное противоречие – противоречие между необходимостью освоить определенные знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путем.
Выход из противоречия – приоритет живого компетентного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.
Цель моего опыта работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:
Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
В работе я использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника
(эмоционально е восприятии окружающего, образность и конкретность мышления, незнание истории и др.). Я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному селу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок, видеотека, информационная корзина.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, я опираюсь на следующие документы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
2. Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно-педагогической литературе.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в работе ДОУ.
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. Е. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, Н. А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому.
Принципы гражданско-патриотического воспитания :
Выделяя ряд общепедагогических принципов патриотического образования дошкольников :
целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
интеграции – этот принцип позволяет совместить аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;
рациональности - рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
3. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Содержание работы по реализации поставленных задач строится по следующим этапам:
1. «Я и моя семья»
Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.
Дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».
Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей.
В младших группах помогали ребенку раскрыть сущность человека, осознание своей индивидуальности, особенность, неповторимость. На образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Я и моё тело» давали знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний. По развитию речи учили узнавать дом, квартиру, где живет ребенок, знать имена членов своей семьи, воспитывали отзывчивость на состояние близких (пожалей, не делай больно). Воспитывали у детей доброе отношение к папе, маме, себе («Портрет семьи»).
В средней группе дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях через составление рассказов («Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье»). Через сюжетно-ролевые игры («Мой день рождения» «В гости к бабушке») закрепляли опыт поведения в семье. Дети рассматривали картины («Бабушкины помощники», «Мамин праздник», составляли рассказы, делились личным опытом. Через дидактические игры («Что делает мама», «Кому это нужно?», «А что, у вас?») дети приобретали знания, выражали свои чувства к близким.
В старших группах помогали ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки, воспитывали у детей уважение к себе, развивали способность решать проблемы и преодолевать неудачи. Учили верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже имеет делать. Учили детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки.
На нод, по ознакомлению с окружающим, формировали представление о семье как о людях, которые живут вместе, развивали самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитывали у детей доброе отношение к родным и близким.
В подготовительной к школе группе формировали доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я есть!». Учили защищать и знать свои права, воспитывали чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери («Образ матери», тематические праздники способствовали укреплению семьи, развитию более близких, теплых отношений между мамой и детьми («Вместе с мамой целый час»)
2. «Детский сад»
Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
В средней группе через игры, экскурсии, прогулки, занятия учили ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе («Осень на участке детского сада», «Наш детский сад», «Мои любимые игрушки в детском саду»).
В старших и подготовительной к школе группах учили свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщали к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учили соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учили быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитывали интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам («Моя любимая игровая площадка»).
Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.
3. «Родное село. Родная природа»
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
В младших группах знакомила детей с природой участка детского сада, проводили целевые прогулки в разные времена года («Осень на участке детского сада», рассматривали деревья, закрепляли их название в игровой форме («Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?», чтобы дети увидели красоту природы, читали отрывки из стихотворений И. А. Бунина, А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой. Дети получали краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры («Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных»).
В средней группе знакомила детей с многообразием животного и растительного мира, через устный рассказ педагога, чтение книг В. В. Бианки, А. Н. Плещеева, Г. А. Скребицкого, дидактические игры («Чей хвост», «Узнай птицу», «Узнай по описанию», «Что растет в лесу»). Закрепляли и расширяли знания о жизни животных («У кого какой дом?», «Кто, где живет?», «Узнай по силуэту», «Чьи припасы?»). Познакомили детей с «Красной книгой. Провела беседу с детьми «Как растения лечат», конкурс загадок о растительном и животном мире. Дети составляли гербарии лекарственных растений.
Старалась воспитывать положительное отношение детей к родному селу.
В старшей и подготовительной группах работа велась о том, как сберечь природу. Детей знакомила с родным селом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, трудовой деятельностью людей, живущих в Чесме. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями Чесмы, улицами родного села. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного села», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители. Цикл занятий о родном селе способствовал формированию чувства гордости за свое село, его историю.
Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Чесмы.
Далее в подготовительной группе содержание работы по патриотическому воспитанию усложнилось : от родного села, мы перешли к изучению родного края, знакомились главным городом – Челябинском и другими городами Челябинской области. («Знакомство с гербом села Чесма», «Экскурсия по родному селу).
4. «Родная страна»
В своей работе я столкнулась с проблемой: дети не знают государственных символов: флага, гимна России. А если видели или слышали, то не могут объяснить, что это такое. Для решения этой проблемы я создала проект «Флаг России».
Цель проекта: вызвать интерес детей и взрослых к государственной символике.
В средней группе дети рассматривали карту России, иллюстрации с разными климатическими зонами, читали стихотворение З. Александровой «Родина», заучивали пословицу «Нет земли краше, чем Родина наша». На непосредственно-образовательной деятельности дети узнали, что каждая страна имеет свой флаг, рассматривали иллюстрации государственного флага и герба, а затем закрепляли полученные знания через дидактические игры «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Знакомили детей с защитниками родины. Рассматривали альбом «Защитники Отечества», иллюстрации воинов различных родов войск, читали былины о русских богатырях.
В старшей и подготовительной к школе группах, расширяли представления о значении государственных символов России, воспитывали уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации («Государственные символы»). На непосредственно-образовательной деятельности знакомили со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»). На тематических праздниках формировали чувство патриотизма, знакомили с вехами военной истории России («Живи в веках, моя Россия!»). Расширяли представление о защитниках Отечества в разные исторические эпохи. Углубляли знания о Российской армии, воспитывали уважение к мужеству русских солдат («Будем в армии служить»). Формировали у детей образ героя, защитника своего государства, прививали любовь к Отечеству и родному краю. В феврале, в подготовительной группе, была организована выставка военной игрушки. В работе выставки принимали участие дети и их родители. В выставке были представлены игрушки, как фабричного производства, так и сделанные руками детей и их родителей.
На тематических праздниках воспитывали чувство гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину («День Победы!», «Экскурсия в музей», «День защитника Отечества»). Воспитывали уважительное отношение к защитникам Отечества. Организовали встречу с представителями вневедомственной охраны.
В группе создан патриотический уголок с символикой нашей страны, нашего края – Челябинской области, нашего села Чесма.
Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков-чесменцев в годы Великой Отечественной войны, возлагали цветы к Вечному огню, памятнику Погибшим Воинам, участвовали в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы». Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.
5. «Культура страны»
На этом этапе специфика воспитательно-образовательной работы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к русским традициям и обычаям.
«Приобщение к истокам русской народной культуры». Так называется мой проект. Цель проекта: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси.
1 подпроект «Русская изба»
Цель: создать мини-музей «Русская изба» для развития у детей представления о русской культуре, их быта. После того, как создали мини – музей, начала в ней знакомить детей с устным народным творчеством. Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России.
2 подпроект «Оберег своими руками»
Цель: изучить технологию изготовления оберегов, познакомиться с историей и традициями русского народа.
С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Масленица», «Колядки».
В первой и второй младших группах знакомила детей со сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
В средней и старшей группах детей знакомила с пословицами, небылицами, былинами, загадками, родными жанрами устного народного творчества, приобщала к общечеловеческим ценностям.
В подготовительной к школе группе дети получали элементарные знания о быте наших предков («Семейные обычаи на Руси», развивали интерес и любознательность к историческому прошлому, расширяли представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем, формировали уважительное отношение, бережное отношение к культурным ценностям.
Для работы по каждому этапу составлен тематический план для всех возрастных групп. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
4. Формы патриотического воспитания дошкольников.
В своей работе использую следующие формы работы с детьми :
циклы непосредственно образовательной деятельности, где дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, он должен продумывать использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.
Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания. Полезно включать дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная); «Составь флаг», «Составь герб»; Развивающие игры : «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг)», «Найди отличия». Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители». Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.
Беседой можно подвести детей к распределению ролей, функций между играющими. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и поступки того или иного ребенка.
Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн.
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.
Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам.
5. Работа с родителями.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активные участники: помогали в оформлении фотовыставок о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, принимали участие
Мы использовали следующие формы работы с родителями :
Стенд «Патриотический уголок»
Сбор наглядного материала о селе Чесма, совместно с детьми (значки, открытки и пр.);
Показ выставок детских рисунков, поделок, плакатов по тематике ("Улица, на которой я живу", «Моя семья» и др., см. Приложение)
Для закрепления знаний о родственных связей в семье и семейных традиций среди родителей был проведен конкурс "Генеалогическое дерево моей семьи" (см. Приложение);
Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению сувениров ;
Прослушивание аудиозаписей для детей : "Дедушкины рассказы" Любарской, "День Победы";
Акция "Чистый поселок", в течение которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада.
Информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.
Опросные методы (анкеты, тесты).
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие);
Экскурсии, цель которых знакомство с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение музея и т. д.
Выстраивая, таким образом, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада;
- являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;
- оказывают финансовую поддержку в создании предметно-развивающей среды в группе.
6. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Задачи. Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов) в целях формирования личностного отношения к родному селу, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и методы по патриотическому воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа с. Чесмы.
Мероприятия для решения поставленных задач.
Деловые игры, открытые занятия, мастер-класс, анкетирование.
Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Консультации: «Возрождение русских национальных традиций», «Формирование представлений детей о селе»; «История, традиции и культура народов Урала»; «Богатства своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России, моего края и ее исторические корни». «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».
7. Интеграция образовательной области «Социализация» с другими областями.
Образовательная область «Социализация» интегрируется с такими областями, как
«Коммуникация»– развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, обществе, государстве, мире.
«Познание» – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, государстве, мире.
«Труд» – формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
«Социализация» – приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
«Чтение художественной литературы» – использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений о себе, семье и окружающем мире.
«Художественное творчество» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация».
«Музыка»- развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
8. Диагностика по патриотическому воспитанию.
Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Уровни патриотической воспитанности дошкольников (см. Приложение 1)
На основании диагностических данных выявилось:
С высоким уровнем -60% детей, со средним –35% детей, с низким – 5%.
Итоговые результаты освоения программы образовательной области «Социализация». Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.
На нод по патриотическому воспитанию ребенок стал более внимательным. Он с интересом слушает рассказы о Родине, задает много дополнительных интересующих их вопросов.
С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном селе.
Хорошо знает свои имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.
Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
Интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
Проявляет интерес к селу, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях сельской жизни.
Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
Проявляет познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах, к многообразию народов мира.
Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи.
Адресная направленность: Опыт своей работы по патриотическому воспитанию дошкольного возраста рекомендую педагогам, как творчески работающим, так и начинающим, интересующимися данной темой, желающим найти ответ на вопрос: готовим ли мы очередное подрастающее поколение патриотами родной земли?
В любом случае возможен комплексный подход к освоению патриотизма. Но реальная деятельность, живые интересы и возможности, местные условия работы, безусловно, породят и другие организационные формы. Целью их всегда должно быть одно и главное – интересы детей, забота об их здоровье и благе.
8. Заключение.
Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.
Работу в данном направлении я продолжаю. Вместе с детьми и родителями мы планируем:
Проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций, обычаев, через создания мини-музея «Русская изба».
Разработать проекты :
«Мое село» - об истории происхождения названий улиц,
«Чтим и помним» - о ветеранах – в годы Великой Отечественной Войны.
Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.
Мы надеемся, что наши дети вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.
Приложение
Высокий уровень - знает название столицы, страны, свой адрес; называет и узнаёт (по иллюстрации)достопримечательности, зелёные зоны родного села, улицы; знает и узнаёт флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно -климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.
Средний уровень - знает название страны, столицы, села, свой адрес; флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень - не знает названия страны, села, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц ; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.