Елена Козионова
Народная тряпичная кукла как способ приобщения дошкольников к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы Козионовой Е. А.
воспитателя МАДОУ № 54 г. Кушва Свердловская область
2014г.
Тема: «Народная тряпичная кукла как способ приобщения дошкольников к русской народной культуре».
Интерес к народным ремеслам в современном мире возрастает все больше и больше. Наша страна богата духовным и историческим прошлым. Источником такого исследования для детей дошкольного возраста может стать, традиционная, народная тряпичная кукла. Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы рассказать детям, какой была народная игрушка, как с ней играли, что она значила, в этом кроется стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Публикация «Народная тряпичная кукла как способ приобщения дошкольников к русской народной культуре» размещена в разделах
Самой любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Ее делали по разным поводам и для разных случаев, она сопровождала ребенка с первых дней его рождения. Тряпичная кукла является особым видом искусства, она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа. Считалось, что куклы, сделанные своими руками, обладают магическими свойствами. Именно поэтому я решила обратить свое внимание на старинную тряпичную куклу.
Игра, ведущая деятельность детей дошкольного возраста, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. Размышляя над играми современных детей, которые повышают агрессию, тревожность, нарушают межличностные отношения, я пришла к выводу – что дошкольниками поможет русская народная кукла. Чтобы привлечь внимание детей к изготовлению тряпичной куклы мы вместе с ними рассматривали уже готовые куклы, знакомились с их названиями, играли в народные игры, рассматривали образцы тканей, нитей, ленточек, приносили красочные лоскутки из дома. Играли в дидактические игры: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», сюжетно – ролевую игру «Семья». Рассматривали иллюстрации с народными игрушками, заучивали стихи о народной кукле. И только после этого приступили к изготовлению тряпичной куклы.
Использование народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста в наше время играет также очень важную роль в воспитании:
- кукла является близким другом для ребенка.
- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять дружелюбие и милосердие.
- процесс изготовление тряпичных кукол приносит радость.
- работа с мягким и теплым материалом дает ощущение нежности и тепла.
Определила цель работы: приобщить детей к народной культуре через процесс изготовления тряпичных кукол.
Задачи:
- привлечь внимание детей к истории народной куклы;
- обучить детей разным приемам рукоделия;
- развить познавательный интерес истории русского народа;
Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Народная кукла - великолепный образец для занятий по рукоделию и творчеству. Именно поэтому я считаю данную тему актуальной, интересной и необходимой для развития творческих способностей, мелкой моторики и коммуникативных навыков детей. Обучая детей изготовлению тряпичных кукол, я убедилась:
- это увлекает девочек и мальчиков;
- богатая фантазия детей, нестандартность их мышления – дают возможность создавать замечательные кукольные образы.
Результат – выставка кукол как яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.
Тряпичная народная кукла - тот инструмент, который в руках педагогов и родителей может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.