Лучший педагог года

Опыт работы на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Запевалова Галина
Опыт работы на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Творчество, его формирование и развитие– одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Одной из актуальных проблем дошкольного воспитания и обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей.

Публикация «Опыт работы на тему „Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах

Развитие интереса у детей к занятиям изобразительным искусством является необходимым условием успешного формирования их творческих способностей. Для этого особенно важно обеспечить удачное начало обучающего и воспитательного тапа в жизни ребёнка.

Занятия по декоративному рисованию являются одним из основных видов работы по изобразительному искусству. Декоративное рисование в процессе обучения и воспитания дошкольников способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей детей, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, необходимо оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей.

Декоративно-прикладное искусство воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Необходимо поддержать и направить ребёнка на потребность мыслить, узнавать, постигать, применять.

Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты.

С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.

Народно-декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир.

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Но, несмотря на то, что изобразительная деятельность увлекательна для детей, не каждый ребенок имеет возможность передавать свои впечатления об окружающей действительности с помощью красок, карандаша, музыки, художественного слова.

И поэтому в своей дальнейшей работе я решила использовать изучение декоративно – прикладного искусства, для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности и улучшения качества их работы. Я стараюсь, чтобы изобразительная деятельность не только вызывала у ребенка чувство радости и удивления, а в результате которой, ребенок начал бы создавать новое, оригинальное, начал проявлять воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Таким образом, возможность развивать у дошкольников творческие способности через изучение декоративно – прикладного искусства и привлекло мое внимание к выбору данного направления.

Для того чтобы решить эти проблемы, я поставила перед собой цель:

-Развитие художественно творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства.

Чтобы достигнуть поставленной цели нам необходимо выполнить ряд задач:

-развивать интерес и любовь к декоративно-прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

-развивать художественно-эстетическое восприятие,учить созерцать красоту окружающего мира.

-прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

-развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;

-стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

-развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

-развивать стремление к творческой самореализации;

-воспитывать бережное отношение к природе и любовь к малой Родине;

Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоял из трех этапов:

• знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора;

• углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

творческое использование полученных знаний, умений и навыков.

Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством можно проводить практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных мастеров дают богатый материал:

Проведены беседы: «Сине-голубое чудо!», «Город мастеров», «Золотая Хохлома».

проведены видео-занятия (использование ИКТ) поэтапной росписи дымковских изделий, Хохломы, Гжели, Городца (см. записи на диске)

с помощью мультимедийного оборудования для детей устраиваю видео-экскурсии по историческим местам возникновения промыслов

мы составляли описательные рассказы по игрушкам (дымковские игрушки, посуда хохломы и гжели)«Как мужик посуду выбирал?»

сюжетное рассказывание (с использованием городецкой росписи) «Прогулка на вороном коне»

придумывали сказку «Путешествие Федоры»

совершенствование изобразительных навыков проходило с участием персонажей Гжелечка и Неумелочка: «Красивые кокошники Снегурочки», «Рисование петушка», «Украшение блюдечка», коллективная работа «Веселый хоровод» и т. д.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Ознакомление с народными промыслами неразрывно связано с музыкальным воспитанием дошкольников.

Работая над формированием художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, я руководствовалась следующими принципами.

1. Принцип доступности.

При проведении занятий по декоративному рисованию я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей. Не допускала чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Старалась сделать обучение доступным: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей детей определяла его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми владели дошкольники.

2. Принцип научности.

При разработке содержания декоративных приемов, я опираюсь только на научные данные, а также использую в своей работе опыт других педагогов.

3. Принцип наглядности

Этот принцип является одним из ведущих. Использование наглядности повышает внимание детей, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению.

Вовремя занятий необходимо в комплексе использовать все виды наглядности:

-рассматривание иллюстрации;

-образцы изделий;

-показ рисунков, моделей, макетов, плакатов, таблиц, слайдов, презентаций и т. д.

4. Принцип сознательности и активности.

Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями,придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо:

-приучать дошкольников к постановке вопросов, как перед педагогом, так и для самостоятельного ответа и разрешения;

-выработать у воспитанников самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, которые имеются в его содержании.

5. Принцип новизны.

Для поддержания интереса, я стараюсь постоянно обновлять наглядные пособия, готовлю новый дидактический материал. Опираясь на достижения педагогов, разрабатываю новые методики проведения занятий по декоративному рисованию.

6. Принцип развивающего обучения заключается в дифференцированном обучении детей, осмыслению и усвоению знаний, активности и творческому поиску при решении различных задач. Так, например, знакомясь с дымковской игрушкой, дети много узнают о месте её изготовления, учатся рисовать дымковские узоры, получают знания о внешнем виде игрушки.

В своей работе, для реализации задач, я использую разнообразные методы и приемы:

- словесный:рассказ,художественное слово,беседа,вопросы,ответы детей;

- наглядный: игрушки и посуду декоративно – прикладного искусства, схемы, детские работы, образцы рисунков;

- практический: упражнения, выполнение заданий, действия детей в играх, рисовании, лепке;

- игровой (появление сказочных героев,дидактические игры,обыгрывание рисунка).

Словесный метод.

Занятия по изобразительной деятельности, как правило, я начинаю с беседы с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Я, главным образом обращаю внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.

Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения я в процессе беседы или после нее показываю нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирую прием работы. Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д., обладает своеобразной наглядностью.

Наглядный метод.

Так, например, при изучении декоративной росписи демонстрирую детям игрушки, сделанные народными умельцами (дымковские барышни, филимоновские игрушки, хохломская посуда и др.)

Так же на занятиях использую наглядный материал (игрушки и посуду декоративно – прикладного искусства, детские работы, образцы рисунков и др.). При рассматривании объёмных предметов с разных точек зрения, у детей обогащается представление о предмете. Они помогают увидеть его характерные особенности, в результате чего дети самостоятельно и свободно могут передавать в изображении предметы и явления действительности.

Практический метод.

При изучении видов декоративно – прикладного искусства мы с детьми не только рассматриваем предметы, но и расписываем их, и лепим. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, конструирование из бумаги, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения. Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п. 3.3.4. ФГОС ДО). Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо предоставлять им для выбора бумагу разного формата. Листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок:это

определяется тем, что предстоит изобразить. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для творческой деятельности, продумывать колорит для будущего творения. В детском декоративно

- прикладном творчестве также могут использоваться разнообразные материалы, краски, гуашь, кисти, карандаши, восковые мелки, фломастеры, шаблоны.

Для лепки и аппликации: бумага белая, цветная, картон, бархат, мелованная и т. д., природный и бросовый материал, пластилин, тесто соленое, глина, стеки, доски, салфетки, кусочки ткани разной фактуры, клей, ножницы и т. д. Лепка народных игрушек, а потом и роспись нравится детям, завораживает их ярким, праздничным видом: пышные по летнему оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписанными хвостами. А после того, как ребёнок слепил игрушку, расписал, ему хочется показать всем: родителям, педагогам, похвастаться красотой творения своих рук. В дальнейшем, пробуждается фантазия, игра с игрушкой, сделанной своими руками, он сочиняет сказки, рассказы, стихи, создает свой мир фантазий и образов.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают работы более интересными, творческими, разнообразными.

При организации занятий использую индивидуальные и коллективные виды деятельности. В индивидуальной работе с детьми я использую различные виды рисования: предметное, сюжетное, рисование по собственному замыслу, декоративное и нетрадиционное рисование, аппликация. В коллективных видах деятельности создаю условия для самореализации каждого ребенка. Совместно создаю и обсуждаю замысел, помогаю подобрать необходимые материалы, выбрать способ изображения. Развиваю у детей интерес к совместной деятельности, обучаю способам взаимодействия друг с другом, органично связываю с другими видами деятельности (художественной, речевой, музыкальной) .

Общеизвестно, что семья является важнейшим условием развития творческого воображения и эмоционального благополучия. Ребёнок как личность формируется, прежде всего, в семье. Поэтому качество обучения непосредственно зависит от связи с семьёй.

Именно изобразительное творчество посредством совместной деятельности способно объединить детей и родителей, сплотить педагога и родителей, протянуть между ними нити сотрудничества и сотворчества, создать ситуации, которые подтолкнули их к диалогу.

Одной из эффективных форм такой совместной творческо-художественной деятельности является работа детско-родительской гостиной «Мир искусства», в которой под моим руководством свои усилия объединяют дети и родители. В процессе, я создаю творческую атмосферу, особую эмоционально насыщенную среду, увлекающую и детей, и родителей, наполняющую их творческой энергией и побуждающую к активности.

И в этом процессе взрослым важно уметь занять свою игровую партнёрскую позицию, вместе с детьми познавать, открывать и творить, иногда деликатно подсказывая возможные варианты и способы «творения».

В результате у детей формируется художественное восприятие, эмоциональная отзывчивость на произведения искусства и красоту окружающей действительности, развивается интерес к продуктивной творческой деятельности.

Результаты, проведенного мною диагностического исследования, показали, что я добилась поставленной цели. В результате знакомства с различными видами декоративно–прикладного искусствадетей в полной мере проявились творческие способности в изодеятельности, умение самостоятельно и свободно передавать в изображении предметы и явления действительности, экспериментировать с красками.

Дети самостоятельно используют полученные знания, умения, навыки при изображении разных видов декоративно–прикладного искусства. Выбирают из имеющихся способов наиболее подходящие,что приводит их к творческому самовыражению и развитию творческих способностей.

Результатами детского творчества, приобретенных ими навыков и умений, является организация выставок.

Я заметила, что организация выставок имеет для детей воспитательное значение,стимулирует у них развитие эстетических чувств,проявление интереса к творчеству, желание достичь отличных результатов.

Мною были выявлены качества личности, формируемые в процессе творческо- продуктивной деятельности:

1. Дети стали любознательными, активными. Они проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от результата деятельности;

2. Дети усвоили эталоны, выработали свои правила поведения, способы действий и приобрели внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой продуктивной деятельности, к развитию такого качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.

3. У детей развились такие качества, как эмоциональная отзывчивость, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

4. Развивались волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развилось интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно- прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
Опубликовано: 20 мая 2024 в 10:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Запевалова Галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.

17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД