Анна Созина
Опыт работы на тему «Развитие речи с помощью моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему «Развитие речи с помощью моделирования»
Проблема развития связной речи ребенка занимает важное место в дошкольном обучении. Это является важным условием умственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Методика развития связной речи является одним из актуальных вопросов современного дошкольного образования.
Публикация «Опыт работы на тему „Развитие речи с помощью моделирования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В своей работе я большое внимание уделяю использованию метода наглядного моделирования. Благодаря методу наглядного моделирования дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Использование схем, моделей и мнемотаблиц заметно облегчает овладение связной речью детьми; а также наличие зрительного плана–схемы делают рассказы более четкими, связными и последовательными.
Как составлять мнемотаблицы?
Мнемотаблицу можно рисовать от руки или ее можно составить из картинок, как коллаж. В начале, когда дети только учатся работать с мнемотаблицами, лучше рисовать небольшие по объему таблицы, так называемые мнемодорожки, расположив 3-4 картинки в ряд. Дети будут с удовольствием раскрашивать картинки, а с течением времени и подсказывать свои идеи для рисунков.
Для того, чтобы составить мнемотаблицу, необходимо:
1. Разделить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова, расчертить лист бумаги на квадраты;
2. Нарисовать на каждую такую часть картинку (описывая существительные или прилагательные);
3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет объяснить ребенку.
Различные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Далее ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.
По этой таблице ребенок выучит рассказ о домашнем животном. Расшифровка таблицы:
1. Что это за животное?
2. Оно дикое или домашнее?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Как выглядит?
7. Где живет?
8. Какие у этого животного детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?
В подобной таблице можно схематически изобразить персонажей любой сказки, некоторые действия, явления природы, в общем, все, что воспитатель считает нужным. По мнемотаблицам я знакомлю детей с сезонными явлениями в природе. Для этого я подготовила мнемотаблицы по временам года «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», а также общий алгоритм для любого времени года «Изменения в природе».
Использование условных обозначений позволяет детям самостоятельно составить любую мнемотаблицу и составить рассказ по ней. Такая таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению любой информации.
Все дети любят стихи, слушать их и рассказывать. Но, к сожалению, не все дети умеют быстро запоминать стихи, у некоторых детей вызывает большие трудности заучивание стихов или потешек. Для того, чтобы разбудить в детях интерес к заучиванию стихов, потешек или загадок, я использую в своей работе прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление. Благодаря мнемотаблице дети легче заучивают стихотворение, так как они могут легко замонить логическую последовательность символов.
Также в работе по развитию связной речи с детьми я использую коллаж. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа, главной задачей которого является соединение или связывание между собой все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Этот метод способствует закреплению различных методов запоминания; развитию фотографической памяти ребенка; расширению словарного запаса, образного восприятия; развитию устной речи; умению связно говорить, рассказывать.
Дети старшего дошкольного возраста любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории «Как я провел выходные», «Если бы я был волшебником» и т. п. Поэтому для составления творческих рассказов так же можно использовать приемы мнемотехники. У детей закрепится понятие о структуре рассказа (начало, середина, конец). Они научатся правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ (сказку). Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше они будут готовы к школе, так как связная речь является важнейшим показателем умственных способностей.
Заниматься по мнемотаблицам не обязательно в группах, это вполне можно делать и наедине с ребенком, дома, если у родителей, бабушек и дедушек есть желание развить мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно разговаривать.