Педагогический опыт на тему «Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста»

Елена Васильевна Кононенко
Педагогический опыт на тему «Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста»

Тема: «Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

В наше время мы наблюдаем процесс упрощения русского языка, его оскудения, пропадает его красота и образность. Причем, это можно наблюдать у целых поколений. У школьников, подростков, большинства родителей, которые приводят детей в наш детский сад, мы наблюдаем бедный и примитивный словарный запас. Это происходит по разным причинам. Во- первых, резко сократилось число людей, которые сегодня читают книги. Как правило, сегодняшнее поколение предпочитает проводить время в интернете, телефонах и за просмотром телевизора. Во-вторых, бешеный ритм жизни создает предпосылки к тому, что общение дома с детьми сводится к минимуму. Родители приходят домой усталые, включают телевизор или тот же интернет, редко поют колыбельные песни детям на ночь.

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Здесь они учатся разговаривать, общаться с воспитателем, сверстниками. И в наших силах показать детям красоту и богатство русского языка, пополнить словарный запас, научить правильно выговаривать звуки. Во всем этом может помочь детский фольклор, выраженный в песнях, потешках, играх - забавах, сказках, пословицах, поговорках.

Детский фольклор - особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа. Самых маленьких детей в первую очередь знакомили с пестушками, песнями, потешками. Произведения детского фольклора помогают становлению и развитию личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоению им культурных богатств предшествующих поколениях. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления.

Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что часто малыши приходят в детский сад, еще не разговаривая. Ситуация усугубляется еще и тем, что ребенок не идет на общение с взрослыми, переживая разлуку с мамой. Преодолеть трудности адаптации, установить контакт с ребенком в первые дни, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к еще мало знакомому человеку - воспитателю поможет детский фольклор.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Ведущая педагогическая идея моего педагогического опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через ознакомление их с устным народным творчеством.

3. Теоретическая база

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка, как в целом, так и совершенствования связной речи.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Русское народное творчество не перестает удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский.

А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива, возможно, объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. АСохин.)

Работы представителей разных направлений наука отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений. Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы и антонимы, сравнения и гиперболу. В основе многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и живописности. Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр изобразительно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов предметов и явлений». Эти особенности привлекают детей к малым фольклорным жанрам.

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того - понимает ли воспитатель, какова роль фольклора, а и от того, насколько хорошо он знает о средствах народной педагогики, о методах и приемах их использования. Поэтому полагаю, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе НОД и совместной деятельности педагога и детей большое внимание будет уделяться использованию устного народного творчества. Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Знакомство с устным народным творчеством осуществляется через:

- специально-организованное обучение на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, лепке, рисованию, музыкальному развитию, физкультурному развитию;

- совместную деятельность с детьми, режимные моменты, наблюдение, игру, индивидуальную работу.

В своей работе детей раннего возраста я начинаю знакомить прежде всего потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травка-муравка, птичка-синичка и т. п. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребенка интереса и любви к художественному слову.

Детские потешки отличаются богатством форм и размеров. Содержание одних потешек не нуждается в пояснениях («Водичка, водичка…» и др., для правильного восприятия других требуется показ соответствующих предметов, действий, разъяснения («Вот и люди спят.», «Наши уточки с утра…»). Ознакомление с последними требует предварительной работы. Так, например, при знакомстве с потешкой «Ай, качи, качи, качи…» за 1-2 дня дети разглядывают и сравнивают калачи и баранки (натуральные, рассматривают картинку, на которой изображена печь.

Перед чтением потешки «Наши уточки с утра…» можно организовать подвижную игру «Не будите индюка». Малыши тихонько, на цыпочках, ходят возле спящего индюка (его роль играет ребенок). Затем индюк просыпается, сердится на детей: «Бал-бал-бал», и те разбегаются по комнате (по участку).

Некоторая предварительная подготовка необходима и непосредственно на занятии. Она может осуществляться в разных формах:

1. Детям показывают иллюстрацию (предмет, игрушку, например, кота. Они рассматривают игрушку (предмет, высказывают свои впечатления (отмечают, какие у котика усы, глаза, зубки, и т. д.) Затем педагог читает потешку «Как у нашего кота…»

2. Воспитатель, используя фланелеграф, демонстрирует картинки (предметные, сюжетные). Например, к потешке «Вот и люди спят…»- изображения спящих детей и зверей («лисы спят на горочках, зайки спят на травушке, утки на муравушке, детки все по люлечкам…»). По просьбе педагога малыши показывают на картинках лис, зайчиков, деточек. Запоминают, кто где спит, после чего с удовольствием слушают потешку.

3. Перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с ней по содержанию. Например, прежде чем познакомить малышей с потешкой «Травка-муравка со сна поднялась…», воспитатель организует игру «Кто что ест?». Малыши рассматривают зерно, капусту, корочку хлеба и определяют, кому они приготовлены - синичке, зайчику, мышке (игрушки, картинки).

Как правило, после первого чтения педагог повторяет потешку еще 3-4 раза. При этом можно использовать следующие методические приемы:

• Воспитатель видоизменяет прежний вариант, варьирует игровые ситуации. Например, к детям «приходит» еще один игрушечный кот с просьбой и про него прочесть потешку «Как у нашего кота…». Или же потешку «Заинька, походи…» воспитатель в первый раз читает, манипулируя зайцем-игрушкой. При втором чтении дети водят хоровод. В центре хоровода - ребенок в шапочке зайчика. Воспитатель читает потешку, а заинька «ходит», «топает ножкой» и т. д.

• По предложению педагога дети показывают то, о чем говорится в тексте (как бабка пекла оладушки и поливала их маслом - «Ладушки»; как вперевалочку ходят гуси - «Наши уточки с утра…»). Этот методический прием способствует развитию у детей фантазии, творческого начала.

• Педагог адресует потешку определенному ребенку, т. е. там, где это возможно по тексту, называется имя ребенка, присутствующего на занятии: «Умой Коле (Оле, Ане) личико», «Самому ли съесть или Бореньке снесть»; «Кате два, Коле два».

Задачи по ознакомлению детей с потешками решаются не столько на занятиях, сколько в повседневной жизни в детском саду через совместную деятельность с детьми, режимные моменты, наблюдение, игру, индивидуальную работу.

Слова воспитателя должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Потешки помогают научить детей эмоционально реагировать на явления природы, доступные их пониманию. Например, выглянуло солнышко, засветило в окошко, можно сакцентировать на этом внимание детей и пропеть следующую потешку:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

И наоборот, если пошел дождь, прочитать детям такую потешку:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.

Можно использовать потешки при наблюдениях на прогулке, например, наблюдение за божьей коровкой:

Божья коровка,

Улети на небо,

Дам тебе хлеба

Черного и белого

Только не горелого.

Потешками можно сопровождать многие гигиенические процедуры., например, умывание. («Ай, лады, лады, лады…», «Водичка, водичка…»)Когда ребенок познает азы, потешка вовлекает его в мир нового, интересного. Положительные эмоции дети испытывают при неоднократном повторении потешек. Сначала потешки повторяет воспитатель, а потом уже кто-то из разговаривающих детей рассказывает знакомые строки.

Для успешного введения детей в мир фольклора в нашей группе создана соответствующая развивающая предметно- пространственная среда. Это и мягкие игрушки из ткани, и маски для обыгрывания потешек, различные виды театра: пальчиковый, настольный, театр кукол. Создана картотека потешек.

5. Анализ результативности

Проделанная работа не могла отразиться на успехах детей. Результаты, полученные в ходе мониторинга, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе устного народного творчества сказывается на расширении словаря детей. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.

Таким образом, использование фольклора действительно является одним из ведущих методов обучения детей дошкольного возраста.

Перспективой дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития», знать уровень развития своих воспитанников, обеспечивать понимание детьми смыслового содержания народного произведения, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса, др. В чем же трудности?

В народных произведениях звучат весьма часто слова (да и название предметов, не употребляемые в современной разговорной речи («люлечка», «торжок»,«меленка»-мельница, «лапотки», «плошечка», «голичок» — веничек, «печурочка» и т. п.) Объяснения и пояснения в процессе чтения, если и вводится в занятие, разбивают текст и при этом нарушается ценность художественного восприятия произведения.

Можно привести достаточно примеров, которые позволяют выделить фольклорные занятия в разряд особенных. Это, к примеру, необходимость владение педагога художественными средствами (умением петь, танцевать, играть на народных инструментах). Несомненно, одно: многозначность и многогранность фольклорной тематики требует от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнение, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности.

Особое значение в приобщении детей к фольклору играет работа с родителями. Сейчас мало семей в современном обществе, которые бы максимально использовали фольклор в воспитании детей.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт по использованию малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста может быть распространен среди дошкольных учреждений. Мною разработаны проекты «Мои потешки», «Волшебный сундучок сказок»

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Опыт работы учителя-логопеда «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи» Инновационный опыт работы учителя-логопеда. Любой из нас пришел на свет на этот Творить добро, надеяться, любить. Смеяться, плакать,.

Педагогический опыт «Использование фольклора как одного из средств развития речи детей 3–4 лет» I. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Использование фольклора, как одного из средств развития речи детей 3-4 лет».

План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Цель:повышение своего профессионального мастерства.

Презентация «Малые формы фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Проблема: У детей раннего возраста с нарушением зрения недостаточно сформированы первоначальные навыки художественно-речевой деятельности.

Презентация «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Данная презентация была создана мною в 2012 году для подтверждения первой квалификационной категории воспитателя. Она отражает мой опыт.

Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с федеральным государственным.

Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста План самообразования на тему: «Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста» (первая младшая группа).

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста (опыт работы) Я работаю на группе с детьми раннего возраста пятнадцать лет. Хочу поделиться с Вами своим опытом. Дети второго года жизни радуются пению,.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Мамедова Е. В., заместитель заведующего по.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Педагогический опыт на тему «Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 23 января 2018 в 22:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»...
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам конспект проведённого родительского собрания с практическими заданиями и вопросами о предшкольной подготовке детей к...
Фотоотчет о празднике к Дню защитника Отечества в группе раннего развития
Фоторепортаж о празднике «День Защитника Отечества» в ясельной группе. Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая...
Проект «Лэпбук — новое дидактическое пособие»
Проект "Лепбук - новое дидактическое пособие" Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера....
Конспект НОД во второй младшей группе «Зимние забавы»
Цель: Обобщение знаний детей о времени года – зима и о зимних развлечениях. Задачи: Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах. Обогащать...
Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в...
Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок...