Получи документы

Опыт работы: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к песням и танцам кубанских казаков

Екатерина Дмитриева
Опыт работы: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к песням и танцам кубанских казаков

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

через приобщение к песням и танцам кубанских казаков»

Дмитриева Екатерина Григорьевна

музыкальный руководитель

2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Опыт работы: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к песням и танцам кубанских казаков» размещена в разделах

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Модест Петрович Мусоргский сказал : «Утрата народом своего искусства,

своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом.

Актуальность: особо актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, песнями и танцами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Думаю, что народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей.

Задача: главной задачей своей деятельности я вижу патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к песням и танцам кубанских казаков, обогащение детей знаниями о народном фольклоре. Ведь фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших понятий о добре и зле, средство познания лучших образцов народной песни. Фольклор учит видеть

мир глазами своего народа.

Проанализировав свою деятельность, проведя педагогические исследования, изучив авторскую программу «Каневской кубань гордится», по которой работает наш детский сад, я пришла к выводу, что актуально, необходимо приобщать детей к народной культуре, а у наших детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа.

Я увидела, что дети недостаточно знают русские народные песни, заклички; не знают русских народных инструментов; не знают элементов русских народных танцев; недостаточно проявляют творческую активность через приобщение к песням и танцам кубанских казаков.

Исследования показали, что лишь у 15% детей высокий уровень знаний песен и танцев кубанский казаков. Эти дети эмоционально заинтересованно исполняют кубанские народные песни, активно участвуют в народных праздниках.

Остальные 85% - это дети со средним уровнем знаний кубанского народного искусства, средним уровнем творческой активности.

Поэтому я спроектировала свою дальнейшую музыкально познавательную деятельность и поставила цель: разработать систему педагогических условий, обеспечивающую приобщение детей к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через приобщение к песням и танцам кубанских казаков.

Следовательно, актуальность и недостаточная разработанность выбранной проблемы исследования очевидна.

Объект исследования: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс изучения условий формирования патриотического воспитания через приобщение к песням и танцам кубанских казаков.

Задачи:

1. Формировать знания о кубанской культуре у детей, по средством песен и танцев кубанских казаков.

2. Развивать художественно-эстетические способности детей средствами

музыкального фольклора – песен и танцев кубанских казаков.

3. Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (дети - воспитатели - родители - учреждения дополнительного образования) для успешного социально личностного развития дошкольников.

Для решения этих задач я определила направление деятельности:

1. Оборудовать комнату «Музей» в детском саду.

2. Применить в работе все формы музыкального фольклора, песен и танцев кубанских казаков.

3. Внедрить в работу проектную деятельность: «Сказка в музыке – как средство творческого потенциала старших дошкольников»

4. Отследить уровень музыкального развития детей.

Цель:

Главная цель моей работы – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к песням и танцам кубанских казаков, знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.

Предполагаемый результат:

1. Дети знают и исполняют русский народный песенный фольклор: песни, прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки.

2. У детей развито чувство ритма, память в игре на шумовых русских народных инструментах.

3. Выразительно передают образ в русской народной игре, в инсценировке песен.

4. Дети импровизируют в песнях, составляют несложные танцевальные композиции.

Моя опытно – педагогическая работа проводилась с целью повышения качества музыкально-образовательного процесса в МАДОУ, совершенствование педагогического мастерства педагогов, в течение 2013 года со старшими дошкольниками в МАДОУ ЦРР детский сад №10 станицы Каневской, Краснодарского края.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. История Кубанской песни.

Кубанское казачество, являющееся одним из наиболее крупных казачеств в истории России, сформировано из Запорожских, Донских, Хоперских, Екатеринославских казаков, а также из переселенцев Харьковской, Полтавской, Воронежской, Тульской, Тамбовской и др. губерний южных пограничных районов российского государства.

Истоки хорового искусства кубанских казаков относят к 1811году, когда протоиерей Черноморского казачьего Войска К. Россинский обратился в канцелярию атамана Ф. Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора «для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви». Более ста лет (1811–1921гг.) Кубанский Войсковой певческий хор выполнял миссию художественного просвещения на юге России, был предметом гордости песенной культуры казачества. Хор участвовал в литургических храмовых службах, во всех общественно значимых сборах и праздниках казаков, выступал в светских концертах. Наряду с духовной музыкой в его программах были русские и украинские народные, казачьи песни, хоровые произведения классической музыки.

В 1921году в связи с социальными потрясениями и репрессиями против казачества, деятельность хора была прекращена, и лишь в 1936году Кубанский Войсковой певческий хор был возрождён в виде «Кубанского казачьего хора».

В 1938году в его структуре появилась танцевальная группа, и коллектив был преобразован в «Государственный ансамбль песни и пляски Кубанских казаков». Как отмечает музыковед В. Комиссинский, новый коллектив создавался как принципиально фольклорный.

Кубанский казачий хор в своей современной структуре (хор, танцевальная группа, оркестр) был воссоздан в 1969году.

С 1974года, по настоящее время его художественным руководителем является В. Г. Захарченко – собиратель, исследователь народного творчества, композитор и педагог, определивший главное направление работы коллектива как хранителя памяти русского народа, казачества и его фольклора.

Песенная культура кубанского казачества представляет собой самобытную ветвь славянской культуры. Казаки были православными землепашцами и воинами, призванными защищать южные границы государства Российского. Их вера, нравственные идеалы, бесстрашие, героизм и ощущение своей коллективной силы, их песни рождены были главной клятвой жизни –

«За Веру, Царя и Отечество!». Песни казаков насыщены активной ритмикой, они приспособлены к условиям пешего и конного маршей. В них слышны хоральная мощь канта петровских времён, и неизбывная

печаль прощания с родным домом, дух бесшабашной казачьей вольницы и истинно славянская, «тоска веселая» (С. Есенин).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях реакция на прошлое вызвана возрождением кубанского казачества и его самобытной культуры. Это даёт надежду на сохранение аутентичных традиций, сложившихся за более чем столетнюю историю. Постижение и осмысление прошлого является одним из факторов патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истокам кубанской народной культуры, к духовной жизни.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта, песенное творчество и танцевальное искусство.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005г.

2. Бондарь В. В., Ратушняк В. Н. «Родная Кубань», 2004г.

3. Бондарь Н. И. «Традиционная культура и дети», 1997г.

4. Бондарь Н. И. «Традиционная культура Кубани», 1994г.

5. Калайтанова Г. Н. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 1999г.

6. Кихаева А. А. «Во славу Кубани», 2006г.

7. Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998г.

8. Латышев И. П. «Путешествие по родному краю», 2003г.

9. Лукьянов Л. С. «Литература Кубани, 2008г.

10. Любимцев Ю. Г. «Литература Кубани», 1995г.

11. Мирук М. В., Науменко Т. А. «Введение в историю Кубани», 2000г.

12. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник», 2000г.

13. Овчинников С. А. «Кубанское казачество», 2000г.

14. Орлова А. В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995г.

15. Паскевич Н. Я. «Любимый уголок земли», 2004г.

16. Попов В. Д. «Певцы земли кубанской»,1995г.

17. Ратушняк В. Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993г.

18. Сидоров В. Г. «Кубань – родимая земля», 1999г.

19. Ситдикова Н. В. «Моя Кубань», 2000г.

Публикации по теме:

Презентация «История казачества» Работа нашего МБДОУ направлена на патриотическое воспитание детей. Мы изучаем природу Донского края, знакомимся с историей родного города,.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к песням и танцам кубанских казаков
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 19:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД