Марина Скородумова
Опыт работы по благоустройству территории детского сада. Организация огорода-цветника
▼ Скачать + Заказать документы
Скородумова Марина Матвеевна
«Создание единого творческого коллектива из педагогов, родителей и детей детского сада через организацию огорода-цветника на участке детского сада»
Вы над цветами низко наклонитесь
Не для того, чтобы сорвать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
«Красота спасет мир!». Наверняка все согласятся с этим выражением. Мы счастливы, когда окружаем себя хорошими людьми, красивыми вещами и добрыми мыслями. Какой сад Вам больше нравится? В какой сад побегут Ваши дети? Так я начинаю знакомить родителей с проектом по организации участка.
Публикация «Опыт работы по благоустройству территории детского сада, Организация огорода-цветника» размещена в разделах
Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания и отношение, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Для решения этой задачи, считаю, что особое значение имеет хороший участок на площадке детского сада, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека, полезность овощных культур. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.
Родители могут стать нашими союзниками в воспитании осознанно-бережного отношения к природе у детей. Личный пример родителей и других членов семьи помогут предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому.
С родителями воспитанников мы обсуждаем «наш проект» на круглых столах, тематических собраниях, создаем условия в группе: приобретаем садово-огородный инвентарь, посадочный материал, собираем фотоальбом «Дружба и труд красоту нам создадут» и др.
С коллегами разрабатываем дидактические игры с экологическим содержанием «Жизнь в семенах», «Чудо-цветок», «Кому нужна вода, а кому – полянка» и др. ; алгоритмы посадки овощных и цветочных культур. Алгоритмы позволяют детям самостоятельно по своей задумке подобрать материал, инструменты и т. д. посадить, а потом ухаживать и наблюдать.
Ежегодно весной в нашем детском саду проводится конкурс «Огород на окне» с целью обобщения и расширения представлений дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях с дальнейшей посадкой в грунт на улице, сделать работу сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Дети в ходе работы узнают о разных растениях, учатся ухаживать за ними, ведут дневники наблюдений. Выращенная своими руками цветочная рассада в мае-июне переселяется на клумбы, овощные саженцы на грядки, дети заботятся о своих зеленых подопечных - поливать, рыхлить землю.
В продолжение темы с детьми мы проводим викторины «Что мы знаем о цветах? Овощах?» и др., игры на распознавание лекарственных трав по запаху; составляем композиции из высушенных листьев растений, цветов, семян; гербарий «Цветы нашего цветника», планируем совместно с родителями создать гербарий «Лекарственные растения нашего края».
Эти совместные мероприятия прививают детям с самого раннего возраста чувство ответственности человека за все живое на земле, что его окружает, учатся беречь и любить природу. Сколько раз замечала: наши дети никогда даже одуванчика на прогулке из озорства не сорвут.
На участке мы вместе с детьми и родителями разбили цветник и овощной огород. Для организации цветника использовали следующие принципы:
- неприхотливость
- непрерывное цветение
Для детей:
- доступность
- активность и самостоятельность
В разработке дизайна участка активное участие принимали и педагоги, и родители, и дети. В дизайне участка использовали бордюрную ленту, заборчик, камни, плетень, мостик, перила, березовые пенечки; дорожки засыпали пригодным для этих целей материалом - щебнем. Важно, чтобы элементы декора, озеленение, цветочное оформление были взаимосвязаны, дополняли друг друга, а их эстетичность и стильность сохранялись на весь период. Использование ландшафтного дизайна позволило придать ранее маловыразительной территории определенный художественный смысл и, безусловно, оригинальность, экологическое и функциональное содержание.
В цветнике с ранней весны и до поздней осени у нас растут цветущие растения, которые доставляют детям, родителям и просто прохожим радость.
На огороде мы выращиваем овощные культуры: салаты, капусту, помидоры, перец, баклажаны, огурцы, кабачки, петрушку, базилик, укроп, лук, чеснок, картофель, морковь, свеклу, горох, бобы, фасоль и др.
Аптекарский огород (появился лишь в этом году) создали для того, чтобы показать дошкольникам разнообразие лекарственных растений. Здесь мы вырастили календулу, подорожник, душицу, мяту, мелиссу, расторопшу, анис и другие. В дальнейшем мы будем знакомить детей с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.
Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, интересу к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на участке, в цветнике, на огороде. В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.