Светлана Михайловна Даниленко
Опыт работы по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников («Экология в природе». 2 этап)
▼ Скачать + Заказать документы
Второй этап работы - nроект
«Экология в природе».
Проблема в основе проекта:
Все знают, что природу надо беречь, но не все соблюдают правила поведения в природе. И на нашей земле уже есть места, где по вине человека остались только воробьи и мыши. Сложившееся на планете положение учёные определяют как, экологический кризис. И на сегодняшний день стоит важная задача - это поиск путей выхода из него.
Участники проекта:
Публикация «Опыт работы по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников („Экология в природе“, 2 этап)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети старшей группы, воспитатели, родители, специалисты по изо. деятельности и развитию речи.
По количеству участников:
Групповой.
По содержанию:
Межпредметный.
Проект по продолжительности:
Долгосрочный.
По типу:
Информационный, практико-ориентированный.
Цель проекта:
Формирование у детей представления о мире, как целостном единстве земли,
воздуха, флоры и фауны и роли человека в нём.
Задачи проекта:
1. Дать детям экологические знания на основе наблюдений, опытов,
исследований, сбора информации.
2. Учить детей прогнозировать возможные последствия своих поступков по
защите природы, по бережному отношению к природе.
3. развивать у детей стремление получать знание опытным путём, умение
синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных
задач.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, природе.
5. Воспитывать социально-активную, творческую личность.
Внутренний результат, который я хочу получить в конце года - это
экологические знания детей об окружающей природе.
Внешним результатом будет создание «Красной книги» и экологических
плакатов. Чтобы выявить знания детей об окружающей природе, провела педагогическую диагностику. Из которой стало понятно, что о живой природе знают 50 детей, о неживой природе - 35. Зависимость жизни человека от внешних факторов понимают 18 детей, 27 детей осознают, что к природе надо относиться бережно, 40 детей говорят, что её надо охранять.
Работу над проектом начала с подготовительного этапа - со сбора информации:
- сходили на экскурсию в лес, на р. Китой. Любовались их красотой,
разнообразием растений. Наблюдали за насекомыми, птицами; других животных не встретили и дети пришли к выводу, что их мало в лесу и звери боятся людей, поэтому уходят туда, где люди редко ходят.
- выяснили, что такое живая природа и неживая.
- выяснили, что в природе существуют взаимосвязи между живой и неживой природой.
- в системе проводились наблюдения за живыми и неживыми объектами на участке, экскурсиях. Продолжили акцию «Кормушка». И у детей накопилось достаточно знаний о птицах, об их образе жизни, о питании, о взаимосвязях между людьми и птицами.
Провела с детьми занятия:
-«Что такое природа?»
-«Почему исчезают животные?»
-«Осенние мотивы»
-«Волшебник - невидимка» и другие.
Провела беседы:
- «Кто главный в лесу?»
- «Растения нашего края»
- «Зачем нужен лес? Вода?» 1
Чтобы сформировать положительное эмоциональное отношение к природе
проводила уроки доброты. Эти уроки воспитывают чувство сопереживания, желание заботиться о природе.
Провела викторину о лесе; игру-викторину «В мире животных».
Вместе с родителями оформили «Красную книгу», куда собрали много разной информации о животных и растениях нашего края. Изготовили экологические плакаты бережного отношения к природе. После завершения работы дети других групп детского сада смогли познакомиться с этими плакатами и «Красной книгой» на занятиях по природе.
Анализ итоговой диагностики по выявлению знаний детей об экологии в
природе показал, что в целом по группе у детей достаточно высокий уровень знаний о живой и неживой природе. Более 50 детей поняли зависимость жизни человека от чистого воздуха и чистой воды. 86% детей поняли, что к природе надо относиться бережно, не вредить ей и по мере возможности помогать ей.
Выявили, что люди являются хозяевами нашей природы, она наша кладовая.
Рыбе нужна чистая вода, значит нужно охранять наши водоёмы. В лесах, в горах, степях есть ценные животные, следовательно, нужно охранять их местообитание.
Исследовательский этап проекта включал в себя серию опытов с различными объектами живей. и неживой природы. Проводя опыты с водой и воздухом, дети закрепили знаний о свойствах воды и воздуха, об агрегатных состояниях воды: пар, лёд, жидкость. Дети узнали, что вода и воздух входят в состав среды обитания всех живых существ. Им понравилось обнаруживать вокруг себя, создавать разными способами ветер. Узнали, есть ли запах у воды, воздуха, что загрязняет воздух и воду.
Проводили опыты с растениями (например):
1. Опыт: «Какое растение rрyстит?»
Цель: Выяснить, что не хватает растению.
2. Опыт: Срезать ветку дерева в зимний период и поставить в воду.
Цель: Закрепить представления детей о том, что растения зимой живые.
Проводили эксперименты с предметами из стекла и пластмассы, определяли их свойства, вспоминали, где они используются в жизни.
Опыты, эксперименты побуждают детей сравнивать,
самостоятельно искать решение.
Во время проекта мы занимались с детьми практической деятельностью:
- выпустили газеты «Животный мир нашего края», «Подводный мир».
- изготовили макет земли, куда поместили животных, сделанных руками детей из солёного теста.
- рисовали экологические плакаты «Что нельзя делать в природе?».
- рисовали животных, растения.
К нашей работе мы привлекли родителей. Они помогали детям в поисках
информации о живой и неживой природе.