МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии в формировании элементарных математических представлений»

Аксана Владимировна Барабошкина
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии в формировании элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Актуальность

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием современного развивающегося общества. Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования, способствуют повышению его качества, оптимизации методов обучения.

Публикация «Опыт работы по теме „Информационно-коммуникационные технологии в формировании элементарных математических представлений“» размещена в разделах

Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога, дополняя традиционные формы работы.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности. Именно применение компьютерных программ позволяет повышать мотивацию у детей на различных этапах обучения. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Таким образом, целью использования ИКТ в педагогической практике является мотивация детей на образовательныйпроцесс, оптимизация педагогического процесса в целом.

Применение компьютерных технологий в процессе развития элементарных математических у детей позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи педагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.

Используя в работе компьютерные технологии, в мои обязанности входит снижение до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При разработке индивидуальных программ коррекционного курса с применением компьютерных игр, учитываются результаты исследований Института возрастной физиологии РАО в этом направлении, а именно: максимальный предел безопасной одноразовой работы на компьютере; периодичность занятий с одним ребёнком; психологическую готовность школьника к работе с компьютером.

Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером

Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна превышать указанной ниже:

для детей 6 лет - 15минут в день;

для детей 5 лет - 10 минут в день;

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

первая половина дня – оптимальна;

вторая половина дня – допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления мной проводится офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз). Подобрана картотека таких упражнений.

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, я чередую разные компьютерные игры, при этом учитываю тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

Выбранные компьютерные программы отражают несколько аспектов образовательной работы :

• создать у дошкольника дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;

• увеличить число ситуаций, решать которые ребенок может самостоятельно;

• индивидуализировать учебные задания;

• использовать компьютер в системе тренингов;

• использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка;

• моделировать виртуальную среду.

Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает образовательный процесс более комфортным.

Мною подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста.

1. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой.

2. Закрепление знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами ( плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.) :

3. Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год).

4. Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа пределах 10)». Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания.

Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.

Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

В своей педагогической практике я применяю:

1. «Упражнения-презентации» :

Подборка презентаций по разделу: «Количество и счет»;

Подборка презентаций по разделу «Величина»;

Подборка презентаций по разделу «Геометрические фигуры»;

Подборка презентаций по разделу «Ориентировка во времени»;

Подборка презентаций по разделу «Ориентировка в пространстве»;

Подборка презентаций по разделу «Усвоение математических действий»;

Подборка презентаций по разделу «Консультирование»;

Подборка презентаций по разделу «Динамические паузы».

НОД с использованием компьютера, которую я провожу с детьми, не изолирована от педагогического процесса. Она предлагается в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Применение ИКТ возможно как на индивидуальных занятиях, подгрупповых, так и на групповых в зависимости от выбора учебного материала и формы подачи.

Также на занятиях, по моему мнению, оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как я имею возможность показать фрагменты различных игр на занятиях, более красочно продемонстрировать объяснение темы, мотивировать детей на занятие, всё это делает занятие для детей более интересным.

Использование проектора и средств мультимедиа применяется мной и во взаимодействие с родителями и другими педагогами. Это выражается в консультировании через презентации по определённым темам.

ИКТ расширяет возможности взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Применение ИКТ позволяет эстетично оформить документацию, методические пособия и игры, стенды, пользоваться интернет – ресурсами и т. п.

Этапы работы применения ИКТ в педагогической практике:

1. Подготовительный этап – изучение передового опыта по данной теме, мониторинг родительского мнения, сбор информации подбор и приобретение компьютерных специализированных технологий, презентаций, шаблонов, изучение алгоритма работы по данным технологиям.

2. Основной этап– внедрение ИКТ в педагогическую практику (со всеми участниками педагогического процесса)

3. Заключительный этап – выявление эффективности применения ИКТ педагогом.

Выявление эффективности применения ИКТ в работе с детьми осуществлялось через метод наблюдения. Оценивался уровень мотивации детей на занятиях без применения ИКТ и с применением ИКТ. Результаты эффективности работы представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Внедрение и применение ИКТ в педагогической работе мне позволило :

1. Повысить мотивацию детей на различных этапах воспитательно – образовательной работы.

2. Многократно дублировать необходимый тип упражнений и обучающий материал.

3. Использовать необходимый стимульный материал : картинки, песенки – считалки, «живые цифры», звучащая речь и т. п.

4. Работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка.

5. Осуществлять одновременно с развитием элементарных педагогических представлений – развитие и коррекция ВПФ.

6. Способствовать более эффективной работе по формированию элементарных математических представлений.

7. Повышать интерес педагогов, родителей к образовательному процессу.

Публикации по теме:

Открытое письмо студентам, будущим педагогамОткрытое письмо студентам, будущим педагогам Профессия педагога, хотя и относится к древним профессиям, обязывает человека, выбравшего её, быть готовым учиться всю жизнь и переучиваться.

Презентация «Медиакомпетентность воспитателей ДОУ при создании электронных презентаций» План семенара: 1. Введение 2. Компьютер: ЗА и ПРОТИВ 3. Рекомендации по использованию ИКТ: 4. Общие требования к использованию рисунков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии в формировании элементарных математических представлений»
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 20:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии в формировании элементарных математических представлений»» (включая файлы) размещена пользователем Аксана Владимировна Барабошкина (УИ 284166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД