МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Оздоровительный эффект музыки» (1 фото)

Галина Макарова
Опыт работы по теме «Оздоровительный эффект музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме «Оздоровительный эффект музыки»

.Добрый день, уважаемые коллеги!

2. Я, Макарова Галина Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ №1 «Аленушка» представлю вашему вниманию собственный опыт работы по проблеме 3. «Оздоровительный эффект музыки».

Публикация «Опыт работы по теме „Оздоровительный эффект музыки“» размещена в разделах

Почему я выбрала эту тему?. Мы с вами ежедневно работаем с детьми. И кому, как ни нам знать, что каждый ребенок уникален, неповторим! 4. Но, к сожалению, современный мир переполнен агрессией, и это сказывается на поведении, на психике наших детей.

Чем занимаются современные дети дома? Любимое занятие - компьютерные игры. Они заменяют ребятам живое общение. В результате, дошкольникам сложно адаптироваться, найти свое место в детском коллективе. Ребенок закрывается в себе.

Второе массовое увлечение детей – телевидение. Мы, взрослые, по-стоянно чем-нибудь заняты. И дети с утра и до вечера, не мешая родителям, смотрят фильмы про насилие и убийства, мультфильмы, излучающие агрессию. В результате, дети несут эти эмоции в общество, становясь жестокими, агрессивными.

Алкоголизм и наркомания - болезни современной России. Выпивающие, постоянно конфликтующие родители вызывают глубокое чувство страха, незащищенности в маленьком человеке. Такой ребенок не может влиться в детский коллектив. Он не уверен в себе и заранее боится быть отвергнутым.

Наша страна занимает одно из первых мест по числу разводов. Разрыв семьи – сильнейший стресс для ребенка. Он чувствует себя брошенным, одиноким. Конечно, это влияет на взаимоотношения с другими детьми.

В результате этих и других проблем нашего общества мы все чаще сталкиваемся со «сложными» детьми: агрессивными, гиперактивными, замкнутыми, депрессивными, испуганными. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям, но проблема так и остается актуальной. Поэтому я, как музыкальный руководитель, решила направить на оздоровление дошкольников созидательную энергию музыки. Что такое здоровье? Из чего оно складывается? (физическое, психическое).

Как вы считаете, действительно ли музыка обладает целительной си-лой, способной повлиять на здоровье? Физики утверждают, что каждый орган нашего тела вибрирует с определенной частотой. При заболевании, частота колебаний изменяется. Организм, как музыкальный инструмент, начинает фальшивить. А что такое музыка? Это вибрация, колебания воздуха. Вступая в резонанс со звучащей музыкой, наш организм настраивается, исцеляется. Во многих клиниках Америки и Европы пациентам рекомендуют слушать музыку в исполнении определенного инструмента. Так барабан излечивает болезни позвоночника, арфа исцеляет легкие, флейта - печень и т. д. Кроме того, музыка – это ритм. Под влиянием ритмов звучащей музыки изменяется частота ударов нашего сердца, учащается или замедляется дыхание. 17. Таким образом, мы можем сделать вывод – музыка способна исцелить наше тело, влияя на его температуру, пульс, давление, активизируя иммунную систему.

18. Но музыка обладает еще более удивительной способностью. Она может исцелить или разрушить нашу душу, изменяя наше эмоциональное состояние. Известны случаи, когда после рок концертов люди совершают преступления, музыка «черный металл» провоцирует акты вандализма. Но ведь так много прекрасной, гармоничной музыки! 19. Она помогает выразить наши эмоции, чувства, переживания; способна кодировать наше эмоциональное состояние; снимает фактор агрессивности и др. поведенческих нарушений.

Все это я применила в своей работе с детьми. Ее целью стало: оздоровление дошкольников посредством использования музыки.

7. Для достижения цели мне необходимо было решить следую-щие задачи:

1. Изучить опыт работы специалистов по данной проблеме.

2. Разработать модель взаимодействия всех участников образова-тельного процесса.

3. Поделиться своим опытом с родителями и педагогами других образовательных учреждений.

8. Объектом моего исследования является: музыка, как средство улучшения здоровья детей.

9. Предметом же – процесс оздоровления дошкольников.

10. В начале моего исследования я предположила, что: музыка благотворно повлияет на эмоциональное состояние детей, снизится заболеваемость.

12. Моя работа основана на взглядах таких ученых, как Теплов, Петрушин, Готсдинер и др.

13. Для успешной реализации опыта мне необходимы следующие условия: создание предметно развивающей среды, модели использования музыкальной терапии во всех областях образовательной деятельности, взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.

Так в группах появились зоны релаксации (20.1, видео и аудиотеки (20.2, техническое обеспечение (20.3, специальные дидактические игры (20.4, расширились музыкальные уголки (20.5) и костюмерные (20.6).

Работа проходит в три этапа: организационный, основной, аналитико-оценочный

Итак, первый (организационный) этап начинается для меня с выявления доминантного эмоционального состояния детей группы риска, влияющего на здоровье дошкольника: агрессия, злость страх, тревога, гиперактивность, меланхолия и т. д. На основе данных диагностики психолога, я распределяю детей в подгруппы для занятий музыкальной терапией.

23. Но я прекрасно понимаю, что одних индивидуальных музыкальнотера-певтических занятий мало. Для достижения лучшего результата необходимо взаимодействие всех участников образовательной деятельности: воспитателей, специалистов, родителей, сверстников. Следовательно, передо мной стоит задача - предварительно познакомить их с основами музыкальной терапии и научить использованию музыки в целях укрепления физического и эмоционального здоровья.

24. Проводя работу с родителями, я выступаю на собраниях с лекциями по теме «Целительная сила музыки», провожу мастер-классы «Семейная музыкальная терапия». Даю индивидуальные консультации по подбору аудио и видео материала, терапевтических игр.

25. Работа с воспитателями включает в себя выступления на МО с докладом по темам «Классика от душевных недугов», «Формы и методы музыкальной терапии»; мастер-классы по различным формам и приемам музыкальной терапии (минирелаксации, психогимнастика, музыкальное моделирование и т. д.) .

26. Также я провожу индивидуальные консультации для специалистов «Использование элементов музыкальной терапии в процессе НОД». Вместе со специалистами мы изготавливаем дидактический материал.

27. Все это позволяет перейти мне ко второму (основному) этапу моей работы. Совместно с воспитателями, специалистами и родителями мы разработали модель использования музыкальной терапии во всех областях образовательной деятельности. 28. Музыка стала неотъемлемой частью жизни детей. Во время утреннего приема звучат детские песни советских композиторов, русские народные плясовые. Это располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, любви, обеспечивает психологическое благополучие.

Далее следует дыхательная гимнастика под музыку Сен-Санса, Шопена, оркестра Поля Мориа. Она улучшает психофизическое состояние ребенка, снимает стресс, учит «слушать» свой организм, понимать себя.

Музыка, негромко звучащая во время дневного сна оказывает на детей оздоровительное терапевтическое воздействие. Это «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, «Аве Мария» Баха, детские колыбельные.

Игровая деятельность также сопровождается музыкой. Произведения Ви-вальди, Моцарта, голоса природы помогают снять накопившуюся усталость,

нормализоать работу нервной системы.

29. В процессе ОД специально подобранная музыка создает положительный эмоциональный фон в группе (снимает фактор агрессивности и др. поведенческих нарушений). Использование различных форм и приемов музыкальной терапии воспитателями и специалистами способствует стимуляции двигательных функций детей; развитию сенсорных процессов и основных психических функций; развитию познавательной сферы.

30. Педагоги получили возможность кодировать эмоциональное состояние группы детей через музыку. Так быстрая мажорная музыка вызывает эмо-циональный подъем, радость, повышает работоспособность. Медленная мажорная музыка успокаивает и т. д.

31. Правильное соединение музыки и цвета оказывает поразительное влияние на состояние ребенка. Например, если во время самостоятельной работы по математике написать задания на карточках фиолетового цвета и включить «Болеро» Равеля, повысится работоспособность. Кроме того это прекрасный стимул для работы легких, сердца, кровеносных сосудов.

32. Занятия аппликацией, рисованием, лепкой дают прекрасную возможность объединить арт и музыкотерапию. Что позволяет выразить детские чувства, эмоции, переживания через создание творческой продукции.

33. Использование психогимнастических этюдов и упражнений в процессе НОД способствует расслаблению, снятию психоэмоционального напряжения;

Они учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние; формируют и развивают различные психические функции (внимание, память, моторику); способствуют развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения; учат нормам и правилам поведения, укрепляют физическое здоровье.

34. Родители также приняли активное участие в эксперименте. Во время мастер-классов и индивидуальных консультаций они познакомились и стали применять на практике инструментальную музыкотерапию, вокалотерапию, минирелаксацию, «живую» музыку, психотерапевтические игры. Родители вместе со своими детьми учились выражать свои эмоции безопасным для окружающих способом, жить в мире и гармонии, слышать и понимать друг друга.

35. И, конечно, очень важное терапевтическое значение имели занятия в подгруппах, на которых я целенаправленно корректировала негативные эмоции детей группы риска. Я разработала индивидуальные планы работы с детьми, склонных к агрессии, страхам, замкнутости.

На занятиях в подгруппах я использовала следующие формы музыкальной терапии :

26. Пассивная музыкотерапия отличается тем, что ребенок в процессе сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию – выход, посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации. Варианты проведения:

а)Музыкальные картинки : в процессе слушания дошкольник мысленно шагает из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточивается на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут находится в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. б)Музыкальное моделирование : используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений : 1. Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям). 2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его. 3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка).

в)Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, научить расслабляться при напряжении.

37. Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение. а)Вокалотерапия. Используются песни, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший».

б)Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.

в)Кинезитерапия –Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела. Включает в себя психогимнастику, «живую» музыку, музыкальнотерапевтические игры и т. д.

38. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

39. Особое внимание в моей терапевтической работе уделялось досуговой деятельности. Я пригласила детей с отклонениями в эмоциональном состоянии в кружки «Домисолька» и «Дончанка». Работа в коллективе, выступления на концертах, конкурсах, фестивалях помогли замкнутым детям найти друзей, неуверенным – раскрыться, гиперактивным – сдерживать свои эмоции.

41. Подошло время для аналитико-оценочного этапа. Результаты итоговой диагностики показали, что при распределении детей по четырем статусным категориям произошли значительные изменения: «принятые» - 4 человека, «изолированные» - отсутствуют. Таким образом, в группе риска - 25% вместо 55%. Произошло изменение эмоционального благополучия группы в целом, и повысился индивидуальный статус у всех детей группы риска.

На этом моя работа не закончена. С педагогами!

Музыка может изменить мир, поскольку она способна изменить лю-дей.

43. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Публикации педагогического опыта в СМИПубликации педагогического опыта в СМИ Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка" Я работаю в детском саду 28 лет и имею колоссальный опыт работы. Почему бы не поделиться.

Рецензия Однажды меня попросили написать рецензию на обобщенный опыт работы. Попросил хороший человек, прекрасный педагог, тема опыта очень нужная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Оздоровительный эффект музыки»
Опубликовано: 12 марта 2013 в 23:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Оздоровительный эффект музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Макарова (УИ 5811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД