МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»

Татьяна Ткачева
Опыт работы по теме «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка»

Опыт работы

по теме :

«Проектный метод, как метод

развивающего обучения дошкольников».

Ткачевой Татьяны Владимировны

г. Зверево

Публикация «Опыт работы по теме „Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников“» размещена в разделах

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.

Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых-порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

В проектной деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми).

- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и себе.

- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где я могу эти знания применять» - вот основной тезис современного понимания метода проекта.

По методу проектов начала работать с детьми младшего возраста.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволили мне без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Это был познавательно- творческий проект «В гости к солнышку».

Проект был направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Выбор темы – это первый шаг в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделила организации среды в группе. Считаю, что среда должна являться фоном к открытиям, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда были подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, началась совместная работа воспитателя и детей по реализации проекта.

Цель проекта :

Развитие творческих способностей. Воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира.

Задачи проекта :

Обеспечить психологическое благополучие и здоровья детей.

Познакомить детей с особенностями солнца и его ролью в жизни человека.

Познакомить со способами изображения солнца.

Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, понимание содержания, средств выразительности.

Формировать в детях эмоцианально-радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе.

Ожидаемый результат

Самоутверждение личности ребё нка: снятие зажима, скованности.

Расширение знаний детей об особенностях солнца и его роли для окружающего мира.

Освоение умения изображать одного предмета разными способами.

Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.

Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Этапы

1. Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2. Деятельный этап.

Прогулки, занятия, игры

Деятельность:

Прогулки

Наблюдение за солнцем

Игра «Спрячемся от Солнышка»

Подвижная игра «Здравствуй, солнечный лучик»

Рисуем на улице

Игра «Найди свою тень»

Занятия

Чтение книг о солнце

Заучивание стихов, потешек о солнце

Беседа «Какого цвета солнышко?»

Рисование пластилином «Помоги взойти Солнышку»

Рисование «Солнышко лучистое»

Аппликация «Солнце в тучках»

Комплексное занятие «Приглашение от солнышка»

Аппликация «Разноцветные лучики»

Беседа «Если не было бы Солнышка»

Занятие по развитию речи «Солнышко»

Игры

Подвижная игра «Поймай Солнечного Зайчика»

Игры с мозаикой

Подвижная игра «Поиграем с солнышком»

Театрализованные игры (этюды на развитие различных эмоций, выразительность жеста).

«За окном солнышко», «Заинька», «Сорока, сорока», «Ох, ох, что за гром?», «Эх, Ванюша, посмотри»

3 этап –итог реализации проекта

Весеннее развлечение «В гости к Солнышку».

Дети с удовольствием выполняли задания. Замечая первые попытки детей самостоятельно решить проблему, обязательно поощряла их, что позволяло детям сообщать о их успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришёл на помощь!». Это помогало детям осознать своё поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.

В результате проекта : у детей сформировались элементарные представления о солнышке; дети освоили различные способы изображения солнышка;

-развились личностные качества, познавательный интерес, активность, любознательность.

- дети получили эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной деятельности. (взрослые дети, ребенок-ребенок)

К концу пятого года жизни дети уже накопили определенный социальный опыт, позволяющий перейти им на новый – развивающий – уровень проектирования. Дети имеют опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний (общие радости, переживания). Также это опыт разнообразной деятельности, требующей от детей умения согласованно действовать, оказывать друг другу помощь. У детей продолжает развиваться самостоятельность, дети стали более активны, стали задавать много вопросов. И один из приемов развития активности детей – умение задавать вопросы. Дети поняли, что задавать вопросы – полезно: больше узнаешь. Поощряла детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, следишь за ходом мысли».

При выборе темы нового проекта я использовала в своей работе модель «трех вопросов»

• что знают? Этот вопрос позволял узнать первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей о теме.

• что хотите узнать? Ответы определили содержание тематического проекта. Здесь же дети определяли способы сбора информации: проведение экспериментов, экскурсии, наблюдения, выставки, использование энциклопедий, видеофильмов и мультфильмов и т. д.

• что узнали? Ответы на этот вопрос дали возможность понять, чему научились дети.

Следующий мой проект был, нравственно-патриотический проект «Звезда памяти» посвященный самому дорогому для всех нас празднику дню Победы. Он дал возможность дошкольникам прикоснуться к истории родной страны.

Актуальность проблемы:

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провела опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Звезда памяти».

Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину, уважение к ветеранам ВОВ.

Цель проекта :

Формирование нравственно – патриотических ценностей у дошкольников.

Задачи:

Дать детям сведения о Великой Отечественной войне.

Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны.

Познакомить детей с памятниками защитникам Отечества.

Познакомить с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.

Воспитывать уважения к ратным подвигам бойцов.

Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Организовать сотрудничество с родителями

Оказание поддержки семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

Ожидаемый результат

Создание творческой работы детей и родителей : «Звезда памяти»

Празднования праздника «День победы»

Этапы работы над проектом.

1. Начальный этап.

Постановка цели, задач и разработка содержания учебно-воспитательной работы.

Составления плана деятельного этапа проектирования.

Деятельностный этап.

Непосредственно образовательная деятельность

Памятники защитникам Отечества.

Ордена и медали.

Ознакомление с окружающим.

Рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Родины;

Беседы о Родине;

Пословицы о Родине;

Д/и «Что нужно современному солдату»

Слушание песен о войне.

Встреча с ветеранами

Возложение цветов к памятнику войнов ВОВ

Чтение художественной литературы.

А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная»,

Л. Коссиль «Сестра», «Вперед танкисты», «Важное сообщение».

Заучивание наизусть:

Е. Благинина «Шинель»

Т. Белозеров «Майский праздник – День Победы»

Рисование

«Солдат на посту», «Мы за мир»

Аппликация

Цветы к Вечному огню».

Деятельность родителей.

Участие в анкетировании

Участие в творческой работе.

Цель: Привлечь родителей к участию в Дне памяти участников в ВОВ, творческому изготовлению Звезды памяти из любого материала.

Итог проекта :

Выставка

«ЗВЕЗДА ПАМЯТИ»

Празднование праздника «День победы» с ветеранами ВОВ.

Прежде чем привлечь родителей к работе по проекту, познакомила их с инновационной технологией, раскрыла ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметила необходимость участия родителей в реализации проекта. На первых этапах работы родители без особого желания включались в реализацию проекта, ссылаясь на занятость и нехватку времени, но, увидев, что дети дома задают много вопросов, спрашивают о войне, ищут, где можно взять информацию о защитниках ВОВ, просматривают познавательные телепередачи - стали активными участниками проектной деятельности. Задерживаясь в группе, родители обсуждали интересующие их вопросы, стали активно участвовать в организации и проведении мероприятий. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стали непосредственными участниками образовательного процесса. В результате происходит взаимообогащение взрослых и детей.

В результате проекта у детей сформировались чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину. А также дети, участвующие в проектной деятельности :

-проявили творческую активность в познании окружающего мира;

-научились общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

-научились планировать собственную деятельность;

-у детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.

- Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности :

- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

- смогли реализовать свои творческие способности.

В 2012-2013 учебном году запланирован и находится в стадии реализации долгосрочный педагогический проект «Будем говорить правильно». Проект направлен на развитие звуковой культуры речи детей в подготовительной группе с использованием дидактические игр и упражнений.

Основания для разработки :

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском саду перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.

Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Необходимо помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучить детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи.

Необходимость данного проекта возникла на основании результатов диагностики логопеда Сысоевой Е. Ф проведенные в сентябре 2012 года.

26,3%- 5 человек речевое развитие в норме;

52,6%- 10 человек нуждаются в занятиях с логопедом;

36,8% - 7 человек занимаются в логопункте;

21% - 4 человека нуждаются в наблюдении;

Учитывая важность, проблемы по этому вопросу и результаты диагностики в подготовительной группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.

Изучив вопросы по данной проблеме, для исправления данной ситуации, пришла к выводу о необходимости планомерной работы по воспитанию звуковой культуры речи детей.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Педагогический проект «Учимся говорить правильно»

(Развитие звуковой культуры речи детей в подготовительной группе с использованием дидактических игр и упражнений)

Участники проекта :

Дети подготовительной группы, воспитатель.

Срок реализации проекта - октябрь 2012г. –апрель- 2013г.

Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений

Задачи проекта :

- развивать артикуляционный аппарат;

- продолжить знакомство детей с понятиями «звук», «буква», «слово»

- закреплять правильное и четкое произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;

-развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи детей;

-Учить детей самостоятельно грамматически правильно строить свои высказывания.

-диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;

Ожидаемый результат:

- участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

Подготовительный этап: подбор и систематизация игр и игровых упражнений, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, загадок, подбор и изготовление дидактического материала для игр, карточки - символы, проведение родительского собрания с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, проведение консультации "Значение дидактических игр и упражнений в развитии речи детей", оформление папок-передвижек.

Деятельностный этап включает в себя:

• дидактические игры, игровые упражнения;

• непосредственную образовательную деятельность по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);

• Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми;

• чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);

• упражнения для укрепления гортани и привитии навыков речевого дыхания;

• Артикуляционная гимнастика;

• Пальчиковая гимнастика;

• Театрализованная деятельность;

• Подвижные игры;

Способы оценки:

-диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;

На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей в подготовительной группе.

Работу по воспитанию звуковой культуры речи провожу на речевых занятиях (как их часть) : при рассказывании по картинке, чтении стихотворений наизусть, пересказывании сказок и пр., а также вне занятий (с детьми, имеющими недостатки в произношении или восприятии речи).

Работа по воспитанию звуковой культуры речи (произносительной стороны) не ограничиваются только специальными тренировочными упражнениями. Она происходит на всех занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию связной речи в процессе пересказывания детьми сказок, рассказов, при чтении стихотворений учу детей четко произносить слова, правильно пользоваться голосом, выразительно читать.

Совершенствование речевого слуха осуществляю во время заучивания стихотворений, потешек, считалок. Обращаю внимание детей на используемые интонационные средства выразительности, учу правильно пользоваться ими. Предлагая загадки, приучаю не только внимательно вслушиваться в речь говорящих, узнавать по существенным признакам тот или иной предмет, но одновременно использую их в качестве упражнений для развития фонематического восприятия, то есть умения слышать определенный звук в слове-отгадке, выделять его среди других звуков, близких по произношению или звучанию. Проговаривание чистоговорок и скороговорок помогает не только закреплять правильное произношение звуков, но и отрабатывать дикцию, скорость и громкость речи.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также использую для воспитания звуковой культуры речи. Так во время утренней речевой гимнастики проходит тренировка артикуляционного аппарата детей, уточняется и закрепляется в игровой форме произношение слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организую индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с детьми, организация и проведение речевых игр – все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Вывод по опыту :

Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

В перспективе планирую продолжить работу в данном направлении. Планирую изучить методику индивидуальных детско – родительских проектов, затем внедрить в образовательную деятельность.

Публикации по теме:

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»
Опубликовано: 28 августа 2013 в 15:04
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ткачева (УИ 65009) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД