Наталья Бредихина
Опыт работы по теме «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Я предлагаю рассмотреть работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок». Занятие состоит из нескольких этапов, в течении которых я осуществляла следующие задачи:
1 этап. Рассматривали таблицы и разбирали что на них изображено.
2 этап. Осуществляли так называемое перекадирование информации, т. е. преобразование из абстрактных симвалов в образы, например:
домик, крыша, волк-зубами щелк,
хвост пушистый у лисы, медведь.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3 этап. После перекадирования осуществляли пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходила отработка метода запоминания, например «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка – норушка, лягушка – квакушка, заяц – длиные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок и теремок развалился». При этом пересказ сказки вели сами дети, прибегая к незначительной моей помощи.
4 этап. Мною была сделана графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап. Каждая таблица была воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делала на изображение главных героев. Я задавала вопрос детям: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?»
Опорным в таблице являлось изображение главных героев сказки, через которое шло осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Через сказку, я так же знакомила детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использовала обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несли в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу брала на себя: показывала и доводила до детей то содержание, которое я вложила в таблицу. На первых порах обучения я работала через мнемодорожку. Мнемодорожка так же несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Работая с ней использовала приемы наложения и приложения.
Поставив перед собой цель, знакомила детей с характерными особенностями времен года, следовала обучению детей рассказыванию об особенностях времен года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы через составление сюжетной сказки, с моей помощью. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовала модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень. В работе с мнемотаблицами вводила цветовые буквенные обозначения времен года: осень-желтая или оранжевая буква «О», зима- синяя или голубая буква «З», весна- зеленая «В2, лето- красная «Л». При этом устанавливала условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер,снег, тучи,тепло, трава прилетают, улетают птицы, солнце светит мало и т. д. Такие условные обозначения признаков времен года позволяли составлять мнемотаблицу о весне, зиме, осени, лете и рассказы по ней.
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Одним из приемов мнемотехники мы используем работу с коллажом.
Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т. д. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т. д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учится связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты.
Одним из интересных приемов является работа с тактильными дощечками. Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. На поверхность наклеиваются различные материалы: наждачная бумага, мягкая ткань, крупы, семена и т. д. Данный материал хорош для развития тактильной памяти, воображения, развития речи. Ребенку предлагается закрыть глаза, в его руки вкладывается дощечка. Ребенок, ощупывая поверхность, объясняет, какая она на ощупь, что она ему напоминает. Гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая.
Так как дети младшего возраста очень любопытны и им трудно сдержаться, не открыв глаза, мы используем для этой игры традиционный чудесный мешочек. Здесь дети уже имеют возможность не только обследовать предложенную дощечку, но и выбрать из большого количества в мешочке самостоятельно
Еще один метод -крокирование– зарисовка слов.
Через рисунок дети передают свои мысли, чувства, свое видение мира. У детей развивается воображение, память, фантазия. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти. Вследствие этого процесс запоминания проходит легче, быстрее и становится более устойчивым.