Приложение МААМ

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей: восприятия, памяти и внимания»

Медянцева Елена Леонтьевна
Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей: восприятия, памяти и внимания»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №10

муниципального образования Каневской район

Краснодарский край

Ст. Каневская ул. Ленина 52

Опыт работы

ТемаРазвитие познавательных способностей детей :

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательных способностей детей: восприятия, памяти и внимания“» размещена в разделах

восприятия, памяти и внимания» Воспитатель МАДОУ ЦРР

детский сад №10

Медянцева Е. Л.

2013-2014гг.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ВОПРОСА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ : ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

II. Краткие сведения об образовательном учреждении и подготовительной группе воспитанников, являющихся базой для формирования представленного педагогического опыта.

2.1. История образовательного учреждения.

III. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

I. ВОСПРИЯТИЕ

1.1. Какие можно выделить особенности восприятия детей дошкольного возраста.

1.2. Результативность эксперимента.

II. ПАМЯТЬ

2.1. Какие можно выделить особенности памяти детей дошкольного возраста.

2.2. Результативность эксперимента.

2.3. Результативность эксперимента.

2.4. Результативность эксперимента.

2.5. Результативность эксперимента.

III. ВНИМАНИЕ

3.1. Какие можно выделить особенности внимания детей дошкольного возраста.

3.2. Результативность эксперимента.

4. Пути и способы развития познавательных способностей детей.

5. Принципы работы педагога по развитию познавательных

способностей детей дошкольного возраста.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Познание - это сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

o Что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

o Как получает ребёнок информацию, то есть речь идёт о способах познания и средствах познания.

o Как перерабатывает ребё нок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.

Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идёт по улице, всё время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается определённое отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т. д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе определённый чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».

Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному.

У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта.

У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение – первично, а информация вторична.

Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определённой информации. Для этого мы сначала создаём у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Методика «Развитие познавательных способностей детей : восприятия, памяти и внимания» представленных в книге Л. Ф. Тимофеева.

ЦЕЛЬ: изучить особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

ОБЪЕКТ: дети подготовительной группы МАДОУ ЦРР-детский сад №10.

ПРЕДМЕТ: развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА: изучить пути и способы особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ: обусловлена тем, что дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития ребёнка. И если ребёнку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности (так необходимые в обучении) в дошкольном возрасте, то при переходе его в школу, он столкнётся с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала.

ЗАДАЧИ: Проанализировать, какие можно выделить особенности познавательных способностей детей дошкольного возраста;

результативность диагностических экспериментов;

изучить пути и способы развития познавательных способностей.

Методика исследования: Р. С. Немова, Д. Векслера, А. Н. Леонтьева.

ИСПЫТУЕМЫЕ: 30 детей подготовительной группы (6 лет) МАДОУ ЦРР-детский сад №10, станицы Каневской Краснодарского края, среди них 11 девочек и 19 мальчиков.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: картинки «Чего не хватает?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», таблица «Назови фигуры», слуховая «Методика 10 слов», методики Д. Векслера, опосредованное запоминание по методике А. Н. Леонтьева, методика: «Образная память», классическая методика определения уровня развития внимания.

IV. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ – всегда помните цитату из книги Е. Н. Водовозовой, издательство в 1901 года: «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными …. Но что значить дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать, материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступным для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место.

Вот к таким параметрам развития познавательных способностей детей, мы должны подойти к концу дошкольного периода:

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Большие требования обучения предъявляются к памяти детей. Для того чтобы ребёнок мог хорошо усваивать материал, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребёнок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала в школе.

Внимание детей должно стать произвольным, обладающим нужным объёмом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск, 1989г.

2. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства

у детей. - М., 1964г.

3. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966г.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. -М., 1984.-Т. 4.

5. Васильева Н. Н. Новоторцева Н. В. Развивающие игры дошкольников. - Ярославль «Академия развития» - 1997г.

6. Карлсон Л. и др. Ребё нок от 0 до 7 лет: развитие во взаимодействии с окружающими людьми. - М., 1983г.

7. Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей : Учебное пособие. - Минск, 1987г.

8. Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребёнка. -

Ростов-на-Дону, 1987г.

9. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986г.

10. Лисина М. И., Капселя Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, 1987г.

11. Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. - М., 1985.

12. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. - Л., 1989г.

13. Новоселова С. А. Развитие мышления в раннем возрасте. - М., 1978г.

14. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - М., 1964г.

15. Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л. А. - Киев; Альфа, 1995г.

16. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. - М., 1983г.

17. Растер М. Помощь трудным детям. - М., 1987г.

18. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.

19. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль «Академия развития» - 1996г.

20. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. - Ярославль «Академия развития» - 1997г.

21. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. - Ярославль «Академия развития» - 1997г.

22. Черемошкина Л. В. Развитие восприятия детей. - Ярославль «Академия развития» - 1997г.

23. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения

до семи лет). - М., 1960г.

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей: восприятия, памяти и внимания»
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 21:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей: восприятия, памяти и внимания»» (включая файлы) размещена пользователем Медянцева Елена Леонтьевна (УИ 107080) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД