Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие ручной умелости у детей с ОНР»

Любовь Крамаренко
Опыт работы «Развитие ручной умелости у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие ручной умелости у детей с ОНР

На перламутровый челнок

Натягивая шелка нити

О пальцы гибкие? начните

Очаровательный урок.

О. Мендельштам.

«Источники творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства, тем умнее ребенок»,- так говорил В. А. Сухомлинский. Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках пословицах. Учеными доказано и подтверждено практикой, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с общим недоразвитием речи (далее - ОНР).

Публикация «Опыт работы „Развитие ручной умелости у детей с ОНР“» размещена в разделах

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Тонкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем при выполнении мелких движений кистями и пальцами рук. Таким образом способность выполнять руками определенные движения по самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых действий, рукоделию и ручному труду, изобразительной деятельности, письму и т. д. и называется ручной умелостью.

У большинства современных детей физиологи, психологи, педагоги отмечают, как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Они объясняют это тем, что если много лет назад родителям вместе с детьми приходилось очень многое делать руками: стирать, полоскать, вязать, вышивать, штопать, чистить, подметать, готовить, плотничать и мастерить, работать в поле и еще многое другое, то в настоящее время труд людей облегчают машины, кухонные комбайны и пылесосы, что абсолютно не развивает ручную умелость. Детям перестали давать в руки пластилин и краски, не разрешают трогать предметы на прогулке, чтобы не испачкать руки. Цветные карандаши, которые «заставляют трудиться» детскую руку, плавно заменили яркими фломастерами. Все это самым непосредственным образом также отражается на ручной умелости, на развитии детей в целом и, особенно на развитии мелкой моторики.

Важно, чтобы к 6-7 годам ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма).

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц рук так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

Опыт работы в логопедической группе показал необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук всех детей, но особенно у детей с ОНР. Детям с нарушениями речи необходима ручная деятельность, требующая развития ловкости и пластичности пальцев. Наблюдая за детьми, я заметила следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие ребенка задерживается.

Также у некоторых детей помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нерно-психической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям). Детям с ОНР очень трудно справляться с мелкими движениями руки: застегиванием пуговиц, завязыванию шнурков, вырезанию. И так как возраст ребенка от рождения до 7 лет благоприятен для психологической и педагогической коррекции, роста физического развития, коррекции крупных и мелких движений пальцевой моторики, речи я решила использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. Одной из таких форм занятий с дошкольниками в этом направлении – это работа по развитию ручной умелости. Изучив методическую литературу по данному вопросу и новинки передового опыта я поставила цель : создание стройной системы работы по коррекции тонкой моторики рук, которая позволит за время пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении частично или полностью восстановить моторику рук. Определила задачи: пополнять словарный запас ребенка, развивать грамматический строй речи, связанную речь; формировать практические навыки работы с материалами и инструментами; освоить некоторые физические закономерности, познание свойств различных материалов; формировать пространственные представления; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать восприятие, зрительно-двигательную координацию, внимание, память; проявлять бережное и созидательное отношения к окружающему; развивать умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

И наметила план работы, рассчитанный на два года обучения. Материал дается понедельно, с указанием цели и содержания на каждую неделю. Содержание плана реализуется через изготовление поделок из природного материала, бумажных полосок, оригами. Работа по реализации плана проходит на занятиях, вне занятий, в свободное время. Затем я провела анкетирование родителей и обследование детей по трем направлениям:

1. Проверка кинестического праксиса, т. е. способность ребенка на бархатной бумаге выложить по контуру ниткой.

2. Развитие тактильных ощущений детей через игры «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек».

3. Обследование щепоти руки ребенка: перекладывание им из одной чашки в другую грецких орехов, бобов, гороха.

Результаты обследования подтвердили: для детей группы компенсирующей направленности очень необходима тренировка движений пальцев и кистей рук. Все родители считают важным развитие общей и специальной моторики рук дошкольников, но 50% родителей не уделяют этому внимания. Исходя из полученных данных я в составленный план добавила следующую работу :составить рекомендации по организации занятий дома по развитию ручной умелости и ознакомить с ним родителей на родительском собрании; показать родителям открытые мероприятия; научить родителей упражнениям по развитию мелкой моторики.

В повседневную работу с детьми я стала включать игры и задания для развития общей и специальной моторики, учитывая уровень развития способностей каждого ребенка. Например, чтобы пальцы стали гибкими, мы с детьми рассказываем потешки:«Сорока-ворона кашу варила.» или «Этот палец –дедушка, этот палец – бабушка…», и сказки «Теремок», «Колобок» и др.

Но кроме игр для развития ручной умелости очень важен ручной труд. Ручной труд – крайне полезное занятие для общего развития ребенка : формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Художественный ручной труд – это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук к письму и. что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому.

Предварительно перед проведением любого занятия я провожу работу по развитию мелкой моторики. Для этого применяю пальчиковую гимнастику, как в начале занятия – для разминки, так и в середине - для отдыха, и как отдельный прием обучения художественной деятельности. Перед непосредственным созданием поделки я провожу беседы, экскурсии, наблюдения, которые направлены на воспитание у детей умений видеть природу, вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее и беречь. Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Использую разнообразные природные материалы для изготовления поделок: семена подсолнуха, еловые шишки, листья клена, семена клена, косточки фруктов и ягод, гречневая, перловая, кукурузная, манная, рисовая крупа, пшено. Бумагу, бумажные полоски, использующиеся для изготовления поделок можно сминать, сгибать, рвать на части. В работе с детьми я использую два компонента: это взаимодействие ребенка с окружающим предметным миром – «предметное мышление» и сенсорная моторика, т. е. стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка. Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе занятий, в процессе игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т. е. становится важным составным компонентом иx повседневного двигательного поведения. Я учу детей быстро и ловко шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, кнопки, «молнии»; надевать платье, рубашки; натягивать колготки, а также убирать игрушки. Все это носит практическую направленность целостно-смыслового характера обучения. На занятиях использую художественное слово - тексты, содержание которых очень близко к теме занятия.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи.

В информационном уголке группы для родителей я готовлю рекомендации и описание упражнений по развитию мелкой моторики : описание упражнений для пальцев. Здесь же даю родителям советы относительно заданий, выполнение которых служит прекрасным средством развития детей : перебрать горох, рис, лепить пельмени, сбор ягод, уборка территории. Привлекаю родителей к изготовлению совместно с детьми поделок из различного материала, дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики.

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствовала:получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;закреплению положительных эмоций;возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;развитию речи, воображения, фантазии, смекалки; подготовке ребенка к последующему обучению в школе.

Моя цель–вызвать у детей желание сделать что-то своими руками, так как это залог успешного развития других способностей детей : развития речи, восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие ручной умелости у детей с ОНР»
Опубликовано: 4 июня 2014 в 11:17
+109Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие ручной умелости у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Крамаренко (УИ 215968) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД