Опыт работы родительского клуба «Доброта»

Галина Борщева
Опыт работы родительского клуба «Доброта»

Родительский клуб «Доброта»

«Ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьёй, открывая и утверждая себя и других людей, преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

В. А. Сухомлинский

Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста практически невозможно.

Работу по данной теме я начала с диагностики детей подготовительной группы, применив методику Р. Темпла «Шкала тревожности» для определения эмоционально-волевой сферы детей, которая на начало года показала, что дети имеют высокий уровень тревожности. В конце года, исследовав эмоциональную сферу детей выявилось, что высокий уровень тревожности у детей значительно снизился.

Взрослым был предложен опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР).

Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. В конце года, результаты опросника (ВРР) показали, что родители стали менее критично относится к своим детям.

Актуальность проблемы семейных отношений привела к созданию родительского клуба «Доброта» и разработке программы, способствующей нахождению эффективных путей оказания психологической помощи детям и родителям в преодолении возникающих трудностей при взаимодействии друг с другом. В основе программы лежат методические разработки Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Марковской, К. Фопеля, О. В. Хухлаевой. Различные формы взаимодействия с семьей предлагает Т. И. Доронова.

Цель программы: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.

Для решения данной цели поставила перед собой задачи:

1. Создать оптимальные условия для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения.

2. Развивать способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга.

3. Способствовать выработке навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

4. Учить устранению дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

При накоплении материала обращалась к различным источникам, коллегам.

Разработала тематический план, определив формы работы клуба:

Инвариантные:

• Семинары,

• семинары-практикумы,

• консультации,

• тренинги.

Вариативные:

• Индивидуальные консультации,

• индивидуальная работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений

В программе приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком.

Формирование групп происходит на основании проблем, имеющихся у детей. Родителям заранее сообщаю о предстоявшей встрече, в группе вывешиваю объявление с датой проведения.

Программа предназначена для детей 5-7 лет. Количественный состав ограничен только в тренинге (10-12 человек). Мероприятия проводятся 1 раз в месяц, продолжительностью 2 часа. Тренинг – 3 встречи (1 раз в неделю).

Использую такие технологии как: сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки, игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры, арт-терапия (работа с рисунком).

В ходе выполнения упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх – общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему. Родители получают возможность взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.

Многолетний опыт работы по данной программе показывает ее эффективность. Оценка эффективности работы клуба осуществляется на основе наблюдений групповых процессов, взаимодействия в детско-родительских парах, анализа детских и родительских рисунков, высказываний участников в процессе обмена впечатлениями на каждом занятии, обработки результатов проведения диагностического блока на

родительских занятиях.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Список литературы:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». [Текст] / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с.

2. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. [Текст] /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с.

3. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. [Текст]/ Л. Е. Осипова. - М.: Издательство Скрипторий, 2008. -71с.

4. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. [Текст] / Л. Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

5. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. [Текст] / Л. Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

6. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. [Текст] / Л. В. Чернецкая. –Издательство: «Феникс» Ростов на Дону 2005.-128с.

Публикации по теме:

Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка»Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка» Современные условия организации жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения не только предъявляют новые требования к профессионализму.

Стихи о добротеСтихи о доброте http://www.mamba.ru/diary/1975olga40/?offset=30 Стихи о добротеДобрых людей, как всегда, не хватает. Добрых людей, как всегда, не хватает,.

Автор публикации:
Опыт работы родительского клуба «Доброта»
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 09:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

Фотоотчёт по рисованию в старшей группе на тему «Птичка — свистулька»
Цель занятия: знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, умение рисовать птичку - свистульку в...
Фотоотчет «Развлечение «День именинника»
Цель: Создание праздничной дружеской атмосферы в группе детского сада Задачи: -Способствовать развитию положительных эмоций у детей. -Развивать ловкость,...
Фотоотчёт «На пути железнодорожном будь предельно осторожным!»
«На пути железнодорожном будь предельно осторожным! » В рамках месячника «Безопасная железная дорога», с целью обогащения знаний детей о железной дороге,...