МААМ-картинки

Опыт работы с родителями заикающихся детей

Ольга Кретова
Опыт работы с родителями заикающихся детей

Что такое заикание?

Заикание является распространённым расстройством речи, представляет собой нарушение её плавности, проявляющееся в непроизвольных остановках и повторениях отдельных звуков и слогов. Считается, что заикание вызывают судороги тех мышц, которые задействованы при говорении. Это мышцы губ, языка, мягкого нёба, гортани, диафрагмы, грудные и брюшные мышцы. При сильных формах заикания эти судороги могут дополняться судорогами мимических мышц лица, а иногда содружественными движениями рук и даже туловища. К наиболее распространенной форме заикания относится невротическое заикание, иногда его называют «заикание развития» Значительно реже встречается неврозоподобная форма заикания, которое возникает на почве органических повреждений, заболеваний головного мозга или специфических расстройств нервной системы. По статистическим данным, во всех странах мира заикается примерно каждый сотый взрослый и каждый пятидесятый ребёнок. Природа этого расстройства ещё во многом остаётся загадочной.

Публикация «Опыт работы с родителями заикающихся детей» размещена в разделах

Кто чаще заикается?

Русский психиатр И. А. Сикорский был первым, кто получил наиболее подробные представления о возрасте, в котором начинается заикание. Специалисты всего мира указывают диапазон от 1,5-2 до 5-6 лет в качестве критического для возникновения заикания. В подавляющем большинстве случаев, заикание возникает в возрасте до 10 лет и, только в единичных случаях, в более позднем возрасте. Ряд исследователей связывают возникновения заикания с появлением фразовой речи, причём придают особое значение тому, что на этом этапе имеется рассогласование между скоростью мышления ребёнка и скоростью, с которой он способен говорить. В качестве критических периодов называют время и причины:

• Когда ребёнок учится говорить

• Время поступления в школу

• Подростковый период

• Воздействие психологических факторов и заболеваний центральной нервной системы.

Мальчики заикаются примерно в три раза чаще, чем девочки, так как у девочек более устойчивая нервная система, и ряд её защитных механизмов на порядок выше, чем у мальчиков. Исследования так же показали, что примерно у трети пациентов были заикающиеся родственники, что доказывает, что на речь влияют наследственные факторы, обуславливающие слаженность полушарий головного мозга (межполушарное взаимодействие). Ещё в начале двадцатого века учёный С. Ортон предполагал, что заикание возникает, в результате конкуренции между полушариями за установление конкуренции за речью. У всех детей изначально развито правое полушарие, затем, с возрастом и развитием интеллекта включается левое полушарие. Есть тип людей, у которых речевая зона доминирует в правом полушарии, они считаются людьми с правополушарным доминированием (левши). При решении любых вопросов у них есть приоритеты. Они выбирают не послушание, а творчество. Им наносит вред ограничение свободы. Им свойственна неторопливость (все процессы нормализуются в неторопливом темпе, эмоциональность, нелогичность. Мышление часто образное, в познании окружающей действительности, научных дисциплин их отличает глубина и устойчивость знаний. При излишней торопливости правое полушарие выходит из состояния гармонии. Например, если правополушарный ребёнок начинает очень быстро двигаться, то произвольные движения ему не удаются, мы наблюдаем моторную неловкость, т. е. теряется телесная гармония. Для такого ребёнка очень трудно быть послушным, и при ограничении его представлений о свободе мы получаем то, что называется неадекватным поведением. У левшей и амбидекстров (людей, одинаково свободно владеющими обеими руками) восстановление гармонии (межполушарного взаимодействия, тесно связано с функционированием всех основных свойств правого полушария. Для таких детей, скорее, возможным становится создание образа, с которого потом «получается» словесный ответ, нежели быстрый ответ на поставленный вопрос. Если образ не успевает «выстроиться», то возникают затруднения по воспроизведению каких-либо слов. Если такого ребёнка просят читать быстро (на скорость, то чтение может перестать быть для него осмысленным, а значит никакой информации, полезной для его развития не несёт. Для людей у которых доминирует левое полушарие достаточно схемы, символа, а для правополушарного типа а нужна картинка, определённый темп жизни, особенно в процессе коррекции что бы он не чувствовал излишнего напряжения. Но следует иметь в виду, что левшей, у которых за речь отвечает правое полушарие примерно 20% от всего количества левшей, как правило, и именно они и имеют в речи запинки. Если же взять человечество в целом, то левшей будет примерно - 40%, правшей – 55%, амбидекстров - 5 % (у последних запинки тоже могут быть, если за речь отвечает правое полушарие, причем запинки могут проявляться в возрасте 3-4 года в период бурного развития речи, при условии быстрой скорости произнесения слов.

Поэтому в основе коррекции лежит правило, которое обязательно и для ребёнка и для родителя : Если тебя о чём-то спросили – имеешь право подумать.

Этапы коррекционной работы

1. Анкетирование родителей, в результате которого выясняется:

• С какого времени началось заикание, предполагаемые причины

• Какие формы речи нарушены у ребёнка (свободная самостоятельная речь, пересказ текста, чтение текста вслух, пение, громкая речь и др.)

• В каких ситуациях ребёнок испытывает затруднения (ребёнку требуется заговорить первым, кто-то перебивает, меняет тему разговора и др.)

• Какие причины усиливают речевой недостаток (болезнь, стрессовая ситуация, опасение обнаружить свой недостаток, волнение во время речи и др.)

• Чем сопровождаются речевые неудачи (учащение сердцебиения, потливость, общая скованность, ощущение спазма в груди и др.)

• Какие ситуации ухудшают речь (в напряжённой семейной обстановке, в разговоре со старшим или учителем, в разговоре с незнакомым человеком и др.)

• Какие ситуации вызывают страх (боязнь остаться один дома, боязнь животных, природных явлений и др.)

2. Логопедическое обследование (сбор анамнестических данных)

3. Совместная деятельность логопеда, родителей и ребёнка.

Уточнение произношения гласных звуков с опорой на тактильные ощущения. Выбор телесных вспомогательных движений, регулирующих ритмическую сторону речи

4. Работа с озвученным выдохом, различным по длительности (гласные звуки)

5. Работа по стабилизации дыхания

6. Работа над слоговой структурой слова

7. Работа над словарным составом фразы (сопряжённая деятельность родителя и ребёнка под музыкальное сопровождение с опорой на тактильные ощущения)

8. Обучение дыхательной гимнастике, упражнениям, способствующим раскрытию глотки, активной работе артикуляционного аппарата

9. Обучение упражнениям, способствующим снятию телесного напряжения

10. Работа над речевыми жестами, способствующими ритмизации речи

11. Работа над предложением, определение его границ (обучение поиску смысловых пауз)

12. Логопедический массаж при заикании, упражнения для снятия напряжения с корня языка

13. Контроль над промежуточным результатом

14. Множественные речевые опоры (ритмизация тела, рук, ног, пальцев)

15. Обучение «включения» в речевую деятельность. Формируем «плавное» вхождение в речевое высказывание

16. Логоритмические упражнения

17. Обучение упражнениям, способствующим расслаблению мышц шеи

18. Речевая зарядка, способствующая снятию напряжения с мышц губ

19. Развитие навыков голосоподачи

20. Работа на интонационной выразительностью речи

21. Фонетическая гимнастика

22. Обучение приёмам релаксации

23. Контроль над итоговым результатом. Ознакомление с правилом «14 нельзя».

Примечание от автора:

В последнее время от родителей детей, которые уже учатся в школах, гимназиях, особенно в среднем звене, участились жалобы на ускоренную, неразборчивую речь, отсутствие интонационной выразительности при пересказе и в самостоятельной связной речи. Такие дети не посещали логопеда, не имели выраженных дефектов звукопроизношения, но эти характерные особенности произношения, по мнению родителей, могут в дальнейшем негативно отразиться на карьерном росте, продвижении по службе, так как снижаются коммуникативные возможности ребёнка, что препятствует его самореализации. С одной стороны, нельзя учитывать и региональный компонент. Мы живём на Урале, климат суровый, на морозе долго не поговоришь, поэтому, возможно, «экономный» способ произношения текста скороговоркой при малой подвижности нижней челюсти и обусловлен исторически, но я считаю, что те технические приёмы, которые позволяют качественно преобразить речь детей, страдающих заиканием (логоневрозом) приемлемы и для детей, у которых нарушена стабилизация ритма, темпа и выразительности речи.

Список литературы

1. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. М. – 1993

2. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание М. – 1998

3. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. М. : Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002

4. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. СПб: СОЮЗ,1999

Публикации по теме:

«Ребёнок заикается». Консультация для воспитателей. Ребёнок говорил вполне нормально. И вдруг - заикание. Что же это такое? Почему? Эти вопросы возникают у родителей, воспитателей. А самое.

Речь детей с заиканием Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Впервые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с родителями заикающихся детей
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 10:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД