Приложение МААМ

Речь детей с заиканием

Кристина Волкова
Речь детей с заиканием
▼ Скачать + Заказать документы

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889).

Период наиболее интенсивного развития речи представляет особую опасность в отношении заикания. Речь идет о периоде бурного развития речи на третьем и четвертом годах жизни ребенка, когда коммуникативная, познавательная регулирующая функции речи быстро развиваются под влиянием речевого общения со взрослыми (А. Р. Лурия).

Публикация «Речь детей с заиканием» размещена в разделах

Развитие лексико-грамматических компонентов речи детей с заиканием отличается от развития в норме. Дети с невротическим заиканием в короткий промежуток времени начинают говорить развернутыми фразами, их словарный запас быстро пополняется, а речь быстро становится грамматически правильной. Они хорошо осуществляют программирование своего высказывания и его составных частей. В то же время такие дети употребляют значительное количество неадекватных контексту слов. То есть, у данной категории детей обнаруживается определенное несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью использовать их в разных ситуациях общения. У детей с неврозоподобной формой заикания происходит задержка развития речи, проявляющаяся как в медленном накоплении словарного запаса, так и в позднем и неполном освоении грамматического строя речи. У данной категории детей обнаруживается несформированность процесса внутреннего речевого программирования. Имеются ограничения объема словарного запаса, причем дети затрудняются активно им пользоваться в самостоятельных высказываниях. Предложения являются структурно неполными, а способ связи предложений между собой – однотипным. https://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-24.shtml, https://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-25.shtml#book_page_top

Изучение теоретического материала показало, что у заикающихся наблюдается нарушение контроля на всех уровнях речевого высказывания, начиная от лексико-грамматического, то есть базового уровня построения высказывания, и до самого высокого уровня организации речи (уровня программирования замысла высказывания).

Вслед за Н. И. Жинкиным можно предположить, что у заикающихся, в силу наличия судорожных запинок, в уровень осознания включается самый низший, моторный уровень речи, который в норме не осознается. Наличие этого контроля и не позволяет полноценно функционировать контролю за высшим, смысловым уровнем речи.

Таким образом, результаты данного теоретического исследования позволяют считать, что речь заикающихся дезорганизована не только на моторном уровне, но и на всех более высоких уровнях внутриречевого программирования каждого высказывания, начиная с его мотива и включая семантический и лексико-грамматический этапы порождения речевого высказывания.

Публикации по теме:

Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.

Консультация для родителей «Как помочь заикающемуся малышу»Консультация для родителей «Как помочь заикающемуся малышу» Как помочь заикающемуся малышу? Трёхлетний ребёнок начинает рассказывать что-то своей маме, и окружающие обращают внимание на то, что он.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь детей с заиканием
Опубликовано: 3 ноября 2014 в 13:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь детей с заиканием» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Волкова (УИ 264725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД