Приложение МААМ

Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»

Маргарита Енякина
Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Создание среды для социально – эмоционального развития дошкольников»

В современном мире проблема социально – эмоционального развития рассматривается как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.

Публикация «Опыт работы „Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников“» размещена в разделах

Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Поэтому, создавая условия для социально – эмоционального развития в детском саду, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности.

Социально – эмоциональное развитие

дошкольника это:

-Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

-Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других

-Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения

Целью

социально – эмоционального развития и воспитания является создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника.

Для достижения данной цели поставила следующие

задачи:

1. Формировать положительные самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях

2. Развивать понимание ребенком своих индивидуальных особенностей и осознание своей уникальности (положительный образ - Я)

3. Развивать уверенное поведение и навыки регуляции своего поведения

4. Формировать положительное отношение ребенка к окружающим людям

5. Развивать социальные навыки: умение договориться, способность установить дружеские взаимоотношенния.

Для реализации задач по социально – эмоциональному развитию воспитанников мною выбраны следующие

механизмы:

-Организация воспитательно-образовательного процесса

-Взаимодействие с семьей

-Преобразование развивающей предметно-пространственной среды

Все эти механизмы представляют целостную воспитательную среду. Основное назначение воспитательной среды - способствовать развитию и становлению личности ребенка, сопровождать этот процесс, объединять педагогические усилия и транслировать ценности, выработанные человечеством.

Воспитательную среду можно рассматривать с разных сторон: социальная среда и предметно – пространственная среда.

Социальная среда - взаимодействие ребенка с другими детьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники – воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.

Предметно – пространственная среда – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития, индивидуальности.

Модель целостной воспитательной среды обеспечивает полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка.

Для успешной реализации поставленных целей и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих

принципов:

1. Непрерывности

2. Доступности

3. Гуманизации

4. Индивидуализации

5. Принцип ценности личности и ее уникальности

В своей деятельности использую следующие

педагогические технологии:

1. Игровые технологии.

2. Проектные технологии

3. Технология КТД (коллективное творческое дело)

4. Интерактивные технологии

Для социально - эмоционального развития детей создаю необходимые

условия:

-Эмоциональную яркую насыщенность видов детской деятельности

-Комфортную обстановку

-Ситуации успеха, популярности ребенка среди сверстников

Для обеспечения эмоционального благополучия организую воспитательно-образовательный процесс с учётом алгоритма дня «Ступеньки проживания»: «Утро радостных встреч», «Задушевные посиделки», «Вечерний круг благодарения».

«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

«Вечерний круг благодарения», когда подводятся итоги дня. Во время этого ритуала определяется: кто заслужил благодарность, кого наградить поощрительным знаком: «Доброе сердце», «Вежливый собеседник», «Хороший поступок», «Внимательный друг», чью фотографию разместить в уголке «Звезда дня».

“Задушевные посиделки”, когда дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные)

Повышают уровень самооценки персональные творческие выставки детей. Ребенок осознает себя и свое место в социуме путем внимания к его личным достижениям.

Задачи социально - эмоционального развития воспитанников осуществляю через социальное партнерство с ближайшими учреждениями культуры и образования: Краеведческий музей, Районная детская библиотека, Дом детского творчества, Районный дом культуры. Участвуя в мероприятиях, проводимых этими учреждениями, у детей развивается кругозор, обогащается эмоциональный мир, развиваются задатки креативности.

Формированию социальной уверенности у детей способствует дополнительное образование. Организовала кружок «Занимательная математика», где дети не только осваивают математические понятия, им предоставляется возможность в самовыражении, самореализации интеллектуальных и творческих потребностей. Играя в развивающие игры математического содержания, дети учатся поддерживать положительный эмоциональный контакт с партнерами, сотрудничать, управлять своим поведением.

Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям провожу:

-Чтение и обсуждение художественных произведений, в которых знакомлю с основными эстетическими и нравственными категориями.

-Использую разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор

-Применяю практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду», «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Дети учатся проявлять заботу, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к людям, понимание их проблем.

-Организую коллективные дела (снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок, подарков, которые нацелены на получение совместного результата. Это способствуют умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими эмоциями. Включение детей в эти формы работы развивает групповую сплоченность и эмоционально сближает детей друг другом.

-Реализую проекты по социально - эмоциональному развитию. Проекты «В мире друзей», «День доброты», помогли создать в группе благоприятный эмоциональный микроклимат, дети стали внимательнее и доброжелательнее относится друг к другу, к малышам, сотрудникам детского сада.

Для развития социальных навыков провожу с детьми коммуникативные игры. Н – р: игра «Назови ласково» развивает позитивное самовосприятие, игра «Вежливые слова» развивает уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами, игра «Комплименты» способствует созданию благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Одним из важных условий обеспечения эмоционального благополучия является предметно – развивающая среда.

Цель предметно – развивающей среды: обогащение жизни ребенка в детском саду положительными эмоциями.

-Размещение в группе правил, герба дают детям возможность почувствовать себя единой группой.

-Специально - оборудованные пособия «Экран желаний» «Экран настроений» позволяет ребёнку заявить о своём «Я», о своём предпочтении в общении со сверстниками, о своем настроении.

-Стенды «Дерево добрых дел», «Экран добрых дел» побуждают к нравственным поступкам, к желанию совершать добрые дела.

-Стенды "Наши успехи", «Звездочка дня» способствуют формированию положительной «Я - концепции», уверенности, развитие самосознания и самооценки, используются для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках разного уровня.

- Уголок «Дружбы помогает разрешать конфликты, ссоры между детьми и мирить их.

-Уголок уединения обеспечивает индивидуальную комфортность детей.

Семья - важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его «эмоциональный тыл». Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами.

Именно поэтому в работе с родителями провожу мероприятия, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановки в семье, знакомлю родителей с эффективными стилями общения с детьми, провожу сближение детей и родителей.

Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками использую традиционные и нетрадиционные формы работы:

- Встречи «за круглым столом»

- Совместные праздники, развлечения

-Открытые занятия с детьми по разным видам деятельности

-Совместное создание предметно-развивающей среды

-Проектная деятельность

-Совместные мероприятия по благоустройству территории.

Эти формы работы оптимизируют детско – родительские отношения, позволяют лучше узнать желания, переживания и индивидуальные особенности своего ребёнка. Участие родителей в конкурсах, праздниках, выставках, помогает поднять и поддерживать статус ребенка в группе, установить эмоциональные контакты.

В результате проводимой работы дети:

-Находятся в детском саду в положительном эмоциональном состоянии

-Имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности

-Могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров

-Знают правила поведения и стараются им следовать

- Детский коллектив стал более сплоченным, дружным

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Наши годовые задачи Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
Опубликовано: 23 марта 2014 в 07:38
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Енякина (УИ 116052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД