Елена Довгаль
Опыт работы «Творческое взаимодействие ДОО и семьи в разностороннем развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5
ст. Ясенская муниципального образование Ейский район
«Творческое взаимодействие ДОО и семьи в разностороннем
Довгаль Елена Васильевна
воспитатель МДОУ ДСКВ № 5
ст. Ясенская МО Ейский район
ст. Ясенская
2014 год
Содержание:
Публикация «Опыт работы „Творческое взаимодействие ДОО и семьи в разностороннем развитии ребенка“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Введение.
1.1. Актуальность…стр. 4
1.2. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте…. стр. 5
1.3. Научность…. стр. 7
1.4. Результативность…. стр. 8
1.5. Новизна…. стр. 10
1.6. Технологичность…. стр. 11
1.7. Описание основных элементов представляемого
педагогического опыта…. стр. 13
2. Выводы…. стр. 15
3. Библиографический список…. стр. 16
4. Приложения…стр. 17
1. Введение
1.1 Актуальность педагогического опыта
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детской образовательной организации с семьями своих воспитанников.
Семья, как известно, играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Я считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МДОУ по реализации основной общеобразовательной программы организации обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Опыт работы показывает, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, успешно внедряются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы по организации взаимодействия с родительской общественностью.
1.2 Описание основных форм, методов и приемов,
используемых в представленном опыте
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены : коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные, творческие формы общения с родителями.
Они построены в форме игры, направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В работе с родителями нашей группе используются достаточно традиционные формы:
- родительские собрания 2-3 раза в год(«Безопасность ребенка»,«Роль семейного окружения в процессе психического развития ребёнка».)
- индивидуальные и групповые беседы(«Играя, развиваем речь детей»,
«Какие игрушки нужны вашим детям?»).
- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;
- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, праздники, концерты);
- консультации для родителей;
- дни открытых дверей.
Но, наряду с ними, используются и новые формы творческого взаимодействия, реализующие принципы партнерства и диалога.
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают включаться, думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также, что очень важно, более доверительные отношения между родителями и детьми:
- совместные праздники и досуги,
- выпуск семейных газет,
- совместные проекты,
- семейные студии,
- дни добрых дел,
- выставки семейных коллекций,
- родительские гостинные.
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Творческий подход при использовании познавательных форм организации общения педагогов и родителей способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
Показателями интереса детей являет устойчивость интереса, его непосредственность, стремление детей к положительному результату, желание участвовать в дальнейшем в совместных с родителями праздниках.
1.3 Научность
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОО с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.
Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОО:
- формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОО как социального, психологического и педагогического явления;
- формируются представления об этапах развития личности ребенка;
- выявляются принципы взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОО:
- изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
- использование опыта деятельности других ДОО по взаимодействию с семьей;
- расширение способов и методов работы с родителями;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОО – развитие диалогических отношений «педагог – семья».
Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в развитии ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию. Так, успешное взаимодействие ДОО и семьи осуществляется при соблюдении обязательных условий:
- осознание цели деятельности каждым участником процесса;
- обеспечение индивидуального подхода к каждой семье воспитанников;
- четкое планирование деятельности взаимодействия ДОО с семьей.
1.4 Результативность
Изучение работы ДОО позволили выделить критерии («включенность» родителей в образовательный процесс)для оценки результатов взаимодействия детского сада и семьи. Сначала эти критерии отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей:
- родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
- родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
- родители –наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию творческой инициативы, как у взрослых, так и у детей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать с детьми в роли игровых партнеров.
1.5 Новизна
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания, требует и новых отношений семьи и дошкольной организации. Имея свои особые функции, они, однако не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
ДОО в развитии ребенка играет важную роль : здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к детскому саду. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Следовательно, важность семейного воспитания в процессе разностороннего развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольной организации.
1.6 Технологичность
Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность, использование ИКТ позволяет сделать работу более успешной.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
- ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
- отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
На первых этапах, когда родители не имеют представления о том, как нужно заниматься с детьми дома, эффективным средством знакомства с особенностями работы воспитателя является мультимедийная презентация, для создания которой используется программа MS Power Point.
«Компьютерная презентация – это файл…Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательности кадров или слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера или специального проектора по ходу выступления, но и печатать на бумаге или прозрачной плёнке. Достоинства такой презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны». Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как может включать самые разнообразные материалы : схемы, таблицы, диаграммы, графики, тексты, картины, портреты, видео и
аудиофрагменты, элементы анимации.
Не менее эффективная форма работы – это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь её объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определённый алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей. Обновление материала информационного стенда происходит регулярно, в зависимости от рубрики: еженедельно или раз в месяц.
1.7 Описание основных элементов
представляемого педагогического опыта
1. Открытые просмотры ООД и других видов деятельности.
2. Семейные студии.
3. Совместные досуги и праздники.
4. Дни добрых дел.
5. Выставка семейных коллекций.
6. Круглый стол.
7. Родительские гостиные.
8. Совместные праздники и досуги.
2. Выводы
Проанализировав опыт работы ДОО с родителями можно утверждать, что взаимодействие дошкольной организации с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Таким образом, взаимодействие родителей, педагогов и детей в условиях ДОО носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т. к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений. В результате такого взаимодействия вырабатываются единые взгляды на вопросы воспитания ребёнка в семье, на семейные традиции, повышается педагогическая грамотность каждого из родителей в удобной для него манере восприятия.
В основном, через праздники и развлечения реализуются задачи на закрепление того или иного материала, но это касается не всех праздников и развлечений. Праздники и развлечения интеллектуального характера могут содержать в себе элементы, направленные на проявление знаний, умений и навыков детей в той или иной деятельности.
3. Библиографический список:
1. А. Барто «Сборник стихотворений».
2. Т. Н. Доронова «Детям об искусстве».
3. Журналы «Дошкольное воспитание»№ 2, 2008г; № 12, 2008г;№ 6, 2008г;№ 8, 2008г; № 5, 2007г.
4. А. Е. Зимбули «Почему терпимость, и какая терпимость».
5. Е. Ю. Клепцова «Терпимое отношение к ребё нку: психологическое содержание, диагностика, коррекция» 2005г.
6. Е. В. Каган «Психогенные формы школьной дезадаптации».
7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей», Творческий центр, Москва, 2005
8. Е. А. Мовшович «Мой солнечный зайчик в глаза заглянул»
9. В. А. Марковой. Сборник. Дошкольное образование Краснодарского края. «Взаимодействие детского сада и семьи» Краснодар 2008г.
10. Ю. В. Максимов «У истоков мастерства».
11. В. У. Плюхин Творчество у истоков гражданственности.
12. Свирская Л. В. «Работа с семьей : необязательные инструкции», Линка-Пресс, Москва, 2007