Опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

Анна Николаевна Каменева
Опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

Опыт работы на тему:

«Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

воспитателя Каменевой А. Н.

«Воспитывает все – вещи,люди, явления. Но прежде всего и дольше – люди,из них на первом месте -родители и педагоги»

(А. С. Макаренко)

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог — гуманист И. Г. Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. Я,как – педагог, понимаю, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС, на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ

. Как изменить общение педагогов с родителями, сделав их партнерами, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества? Это главные задачи которые я старалась выполнять,хотя порой сложности в общении между семьей и воспитателем возникали когда не совпадали взаимные ожидания или родители проявляли недоверие к воспитателям.

Активные формы взаимодействия обязательно должны решать такие актуальные задачи как:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности,

4. Повышение уровня компетентности родителей.

По наблюдениям, современные родители стали все больше прислушиваться к воспитателям, учитывая их мнение; проявлять интерес к содержанию образовательного процесса. Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества Это и побудило меня наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые востребованные формы сотрудничества с родителями.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества педагога и семьи во всестороннем развитии ребенка.

В 2015 году, набрав группу детей, я начала работать над проблемой взаимодействия педагога и семьи по теме «Активные формы работы с семьй с целью создания единого образовательного пространства».

Цель работы: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи работы:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

3. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Предполагаемый результат:

1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

2. Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федерального государственного стандарта.

3. Продуктивное творчество взаимодействия педагога и родителей.

Принципы взаимодействия ДОУ и семьи:

1. Доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

2. Личностная заинтересованность родителей – родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической.

3. Эмансипация – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша; пробуждение их желания познать самих себя.

4. Утверждение самоценности родителей – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность (принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости; отказ от судейской позиции по отношению к родителям, оказание им поддержки).

Формы взаимодействия ДОУ и семьи:

1. Коллективная (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.).

2. Индивидуальная (консультации, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и др.).

3. Наглядно-информационная (выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» – короткие новости»).

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов

Вовлечение родителей в совместную деятельность с воспитателем и детьми вела в следующих направлениях:

информационно-аналитическое

- познавательное

- наглядно - информационное

- досуговое

С целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установления контакта с е членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество воспитателя и семьи», «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду», «Адаптация в группе». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Моя ключевая форма работы с семьёй - индивидуальная. Беседы с родителями о ребёнке в вечерний или утренний отрезок времени, рассказывала, о том, как малыш провёл день в саду. Такие беседы – первые шаги к добрым, доверительным отношениям между педагогами и родителями.

Также я отслеживала, количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении, тематических занятий, участие в выставках детско-родительских работ, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей» .Я провела для себя анализ качественных показателей: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители –наблюдатели.

Опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

Безусловно главное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мне приходиться тщательно готовиться к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. В 2015-2016 учебном году мною были проведены собрания по темам: «Режим дня и его значение», «Адаптация малышей» «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Роль игрушки в развитии малыша», в конце года собрание по теме «Наши успехи и достижения. Стремлюсь создавать в группе уют и теплоту. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное и познавательное. С интересом относятся родители к рекомендациям, советам. Они знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Родительские собрания сближают, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами и грамотами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Конечно же невозможно представить детскую группу без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем я размещаю полезную для родителей и детей информацию: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Главное стараюсь делать содержание родительского уголка кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, а мне наполнить уголок самой свежей и полезной информацией.

В раздевалке оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию. В этом году были предложены консультации: «Осторожно - грипп», «Витамины – наши лучшие друзья», «Закаливание в домашних условиях». и т. д.

Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Мы стремимся дать родителям квалифицированный совет, научить, подсказать. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, и тем самым побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Также моя работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе я часто обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесс, а познания мира. Поэтому в стремлении пояснить значение игры родителям, мною были проведены ряд детско-родительских проектов:

«Умные игры»цель: которого было,повысить педагогическую грамотность родителей в использовании дидактических игр в воспитании своих детей. Итогом данного проекта стало,то что малыши играют в игры

сделанные руками своих родителей.

«Лето в сказке»цель:создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы детского сада, а также группы. Проект помог решить задачи эстетического,нравственного и физического воспитания детей, создать комфортные условия для прогулок,а также осуществить творческий потенциал родителей по созданию благоприятных условий пребывания детей в детском саду.

Родители наладили тесный контакт не только со своими детьми,но и с коллективом родителей, принять активное участие в жизни, смогли реализовать свои творческие способности.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

В нашей группе существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Совместные работы детей и родителей оформленные в рамках и украшают нашу раздевалку (темы выставок «Золотая осень», «Чудесница зима,», “Мастерская Деда Мороза ” и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (нарисовать рисунок, сделать аппликацию, вышить нитками). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому я считаю, что совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей. .

6. Не остаётся в стороне и театрализованная деятельность. На родительских собраниях дети показывают сказки, читают стишки для своих любимых мам и пап. Весной прошлого года родители наших деток просмотрели открытое мероприятие посвященное 8марта «Мамин праздник». Сколько было восторга и радости у ребятишек и мамочек, довольны и громко апплодировали наши гости.

В сентябре 2016года был проведен Вечер-развлечений «В гостях у колобка» с элементом театрализации. В заключение хочу отметить, что преимущества активных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что воспитатель всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, все это ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Я надеюсь, что и с этими родителями у нас все получиться, ведь мы делаем одно дело.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в ДОУ важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Мой опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Публикации по теме:

«Формы нетрадиционной работы воспитателя в ДОО с родителями» Александрова Елена Вячеславовна Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что.

Беседа в рамках Школы молодого воспитателя «Взаимодействие с родителями» Беседа «Взаимодействие с родителями» (Школы молодого воспитателя) Взаимодействие с родителями необходимо, чтобы выработать единые подходы.

Формы и методы работы воспитателя ДОУ Провожу ежегодные, а так же промежуточные мониторинги, на основании которых стараюсь совершенствовать методы и формы организации учебного.

Формы взаимодействия педагога с родителями и детьми ДОУ с учетом ФГОС Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родители.

Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Мы с вами осваиваем принципы и основные положения ФГОС ДО. И уже видим из опыта работы хорошие результаты развития наших.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду» Тема: "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду". Период привыкания детей- неизменно сложная.

Круглый стол для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» Круглый стол «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» План работы: 1. Тест-опрос на знание педагогами.

Социализация детей с ОВЗ: в рамках проекта «Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ» Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное.

Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей. Формы работы. Схема контактного взаимодействия ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ. Опора на семью, серьёзный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий превентивной.

Взаимодействие воспитателя с родителями, педагогами образовательной организации. Эффективность работы по охране жизни и здоровья воспитанников Наличие системы работы педагога с родителями воспитанников. Эффективность.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 20:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...
Фото отчёт о Муниципальном конкурсе «Зимние фантазии».
Фото отчёт о Муниципальном конкурсе "Зимние фантазии". Воротникова Галина. Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу представить Вам фото отчёт о...
«О выборах хочу знать всё!»
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы. Воспитатель: Аверина Светлана Богдановна МДОУ «Детский сад № 10...