Медведкова Евгения
Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей. Формы работы. Схема контактного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ.
Опора на семью, серьёзный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий превентивной (профилактической) и коррекционной направленности значительно расширяют возможности образовательной деятельности. Одним из условий организации коррекционно-образовательного процесса и существенных факторов повышения результативности коррекционной работы педагогов является включение в неё родителей и других членов семьи ребёнка. Вместе с тем работа по профилактике и коррекции речевых недостатков должна быть естественно включена в более широкий контекст сотрудничества педагогов ДОУ с родителями в целях общего развития дошкольников.
Публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей, Формы работы, Схема контактного взаимодействия» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
В основу результативной организации сотрудничества педагогов и родителей положена схема контактного взаимодействия участников педагогического процесса, разработанная в НИИ общих проблем воспитания. Данная схема предполагает определённую последовательность работы. Необходимость данной организации обусловлена тем, что не всегда родители придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей. Иногда родители открыто игнорируют, «не замечают» речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Парадоксально, но часто педагогам приходится встречаться с родительским энтузиазмом, выражающемся в поиске речевых недостатков у своих детей или в чрезмерно активной заботе о накоплении ребёнком «взрослого» словаря, грамматических конструкций, заучивании сложных по структуре и содержанию стихотворных текстов и т. п.
Реализация взаимодействия учителя-логопеда и родителей осуществляется через следующие формы работы, в соответствии с перспективным планом.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
1. Родительские собрания.
2. Консультационная служба для родителей.
3. Информационные сборники.
4. Папки – передвижки.
5. «Круглые столы» с участием родителей.
6. Взаимосвязь через тетради для индивидуальных занятий детей.
7. «Деловые игры».
8. Открытые занятия для родителей.
9. Тематические консультации.
10. Социологические исследования, направленные на выявление уровня информированности родителей о причинах речевых нарушений, условиях и способах коррекции речевых дефектов.
11. Выявление уровня удовлетворённости родителей коррекционно-образовательным процессом и участием родителей в нём.
12. Привлечение родителей к подготовке и участию в интегрированных мероприятиях.
СХЕМА КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ.
Первая стадия: Поиск и установление контактов. Необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ним заботиться о полноценности развития именно их ребёнка и в свойственных именно их семье условиях. Корректно, гибко педагог определяет уровень педагогической компетентности родителей : высокий, средний или низкий, в зависимости от этого уровня планирует тактику дифференцированного взаимодействия с каждой семьёй.
Вторая стадия: Совместное обсуждение задач обучения и воспитания ребёнка. Педагог в корректной форме сообщает родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребёнка и освещает возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и семье, тем самым формируя у близких ребёнку взрослых элементарные предпосылки педагогической рефлексии – Всё ли благополучно в развитии ребёнка? Что семья может сделать для ребёнка?
Третья стадия: Установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребёнка. Педагогу необходимо побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание, не опровергая (даже если взгляды ошибочны, предложить свои способы воспитательного воздействия. Результатом такого общения должно стать понимание родителями необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребёнка. Важно максимально тактично, но убедительно показать родителям возможные последствия используемых ими по отношению к ребёнку педагогических мер; продемонстрировать результаты воспитательных воздействий на него.
Четвё ртая стадия: Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят более развёрнутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы её реализации. Необходимо предостеречь родителей от чрезмерного акцента на речевом развитии детей в ущерб развития других видов детской деятельности. Основу совместной работы родителей и педагогов должно составлять разумное, чуткое отношение к ребёнку, предъявление определённых требований к его речи.
Пятая стадия: Реализация индивидуального подхода. Педагог осуществляет консультационное сотрудничество с родителями, в результате чего вырабатывается ряд согласованных мер, направленных на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития.
Шестая стадия: Совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребёнка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и семье.
Скачкообразное или ускоренное прохождение этих стадий нецелесообразно. Инициатором контакта является педагог и от него зависит эффективность мероприятий, направленных на коррекцию речевого развития детей.