Получи документы

Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы) (1 фото)

Татьяна Щербинина
Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы

Уважаемые коллеги! Мы с вами осваиваем принципы и основные положения ФГОС ДО. И уже видим из опыта работы хорошие результаты развития наших детей. В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и познания собственного ребенка. Предлагаю вашему вниманию сценарий тематического досуга.

Публикация «Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)» размещена в разделах

Досуг для родителей

«Играя, развиваем речь детей»

Цель: создание условий для активизации интерактивных форм работы с родителями для эффективного развития звукопроизносительной стороны речи.

Ведущий (педагог) : Мы благодарны вам за то, что вы пришли на нашу встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.

Ведущий (доклад об актуальности темы мероприятия) :

- Приглашаю вас на наш тематический досуг, посвященный совместным играм взрослого и ребенка, развивающим звукопроизносительную сторону речи.

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Речь - одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.

Дошкольные годы — особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.

Развитие произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Чтобы речь правильно развивалась, нужна правильная речевая среда. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Важно, когда взрослые:

- следят за своим произношением;

- говорят не торопясь;

- четко произносят все слова и звуки.

Хочу обратить внимание родителей, что в общении с ребенком (особенно в раннем дошкольном возрасте) нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов слова - звукоподражания. Это будет тормозить развитие звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослыми слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для понимания или сложных в звуко- слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не стоит передразнивать или смеяться. В то же время не стоит требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, необходимо учить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и в несоблюдении норм литературного произношения. Чтобы исправить, а потом закрепить правильное произношение этого слова, можно предложить ребенку в игровой форме неоднократно произнести его.

Сегодня я покажу вам некоторые игры и упражнения, с помощью которых можно весело и непринужденно выполнять с ребенком артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Для того, чтобы научить ребенка правильному и точному их выполнению и ненавязчиво контролировать, надо самим знать, как расслаблять или напрягать язык, удерживать его в нужном положении, правильно работать губами и вырабатывать нужную воздушную струю. С детьми младшего возраста используются простые упражнения, для детей старшего возраста – они усложняются.

Педагог показывает презентацию с изображением артикуляционных укладов и предлагает родителям и педагогам выполнить их, глядя в зеркало. Упражнения сопровождаются забавными стихами и комментариями об их назначении.

Педагог: На сегодняшний день издается большое количество книг с описанием пальчиковых игр. Предлагаю вам некоторые из них на нашей выставке (родители и педагоги рассматривают книги). Многие из них мы применяем в работе с детьми. Но мы сегодня предлагаем вам другие виды работы по развитию мелкой моторики.

Ученые пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребенка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Участникам предлагается поиграть в игры:

- превратиться в «золушек» и разобрать рис и гречку;

- «строителям» построить из цветных палочек по образцу архитектурное сооружение;

- «швеям» выложить по образцу из веревочек орнамент.

- Маленькие дети очень любят игры с водой. Это увлечение замечательно соединяется со специальными пальчиковыми упражнениями. В миску наливаем немного воды комфортной температуры, на дно выкладываем пуговицы, камушки, ракушки разных форм, размеров и цветов. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну и находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии! Эти задания решают сразу две задачи: положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовят руку к овладению навыками письма, что является немаловажным для успешного школьного обучения. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность. Это может быть раскрашивание, обведение трафаретов, а также использование нетрадиционных техник: рисование пальчиками, ладошками. Таким образом, применяя в работе с ребенком игры и упражнения на развитие моторных навыков, вы поможете ребенку ускорить процесс постановки отдельных звуков.

Проводится игра «Мои пальчики расскажут»

Ученые считают, чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестом и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала родители и педагоги должны освоить такие приемы сами.

1. «Рисуем стихи» : надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Участники объединяются в пары и определяются, кто будет взрослым, а кто ребенком. Сначала стихи читает «взрослый», а «ребенок» рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

2. «Мой мишка» : сначала текст читает педагог или родитель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Я рубашку сшила мишке (показывает мишку и гладит его).

Я сошью ему штанишки (показывает штанишки).

Надо к ним карман пришить (показывает карман).

И платочек положить (вкладывает в карман платочек).

На плите сварилась каша (берет кастрюлю с плиты).

Где большая ложка наша? (ищет ложку)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой («моет» мишке лапы, вытирает и усаживает за стол).

Повяжу тебе салфетку, (завязывает салфетку).

Ешь котлетку, ешь конфетку, (дает на тарелочке конфету)

Молоко свое допей («поит» молоком)

И гулять пойдем скорей! (берет мишку за лапку и идет гулять).

3. «Ай, лады, лады, лады» : хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши,

Не боимся мы воды (интенсивные моющие движения обеими ладонями,

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши,

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются) и т. д.

Затем педагог в доступной форме рассказывает для участников мероприятия о закреплении звука в речи. Участникам предлагается произнести слоговой ряд: ша-шо- шу-ши-ше, поочередно прикасаясь пальцами левой руки к пальцам правой руки. Затем произнести слоговой ряд: жа-жо-жу-жи-же, прикасаясь на каждый слог большим пальцем поочередно к другим (одновременно на двух руках).

Выполняется упражнение «Пальчики здороваются». Показывает воспитатель ДОУ.

Педагог: Для автоматизации звука в слогах можно использовать и такие упражнения, как: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», а работу с закрытыми слогами можно проводить через упражнения : «Слоговые цепочки», «Запомни и повтори» или «Подскажи последний слог».

Участникам предлагается поиграть в игру «Подскажи последний слог» :

Например: В коляске лежит мал (ыш).

На болоте растет кам (ыш).

Миша построил шал (аш).

Маша взяла каранд (аш).

Педагог: Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в речи. Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Для развития фонематического слуха полезны такие игровые упражнения, как «Замени первый звук», «Назови новое слово», «Измени слово», «Звук потерялся», где ребенок должен преобразовать слово, например, заменяя первый (последний) звук на заданный. Эти упражнения проводятся с мячом, персонажем или «волшебной палочкой».

Участникам предлагается упражнение «Веселый мячик».

Родители и воспитатели берут по мячику и на каждый слог по тексту перебрасывают мяч друг другу.

ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша.

ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши.

ШУ-ШУ-ШУ – по-мо-ги-те ма-лы-шу.

ШО-ШО-ШО – го-во-рим мы хо-ро-шо.

Игра «Волшебники».

Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я называю слово, а вы попробуйте изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово.

Слова для изменения второго звука: дом-дым, кот-кит, сон-сын, пил-пел, мел-мил. Слова для изменения первого звука: точка-бочка, лук-жук, день-тень, педаль-медаль, макет-пакет и т. д.

Ведущий (педагог) : Проводя такие игры, обязательно меняйтесь с ребенком местами, т. е. принимайте на себя роль ученика, и вы увидите в глазах ребенка благодарность и повышенный интерес. Заключительный момент в автоматизации звука – это работа с загадками и проговаривание скороговорки, которая разучивается по определенным правилам.

(Участникам раздаются памятки «Правила разучивания скороговорки» и «Правила

работы с загадкой»).

- Теперь переходим к дифференциации, т. е. различению смешиваемых ребенком звуков. Для этого в первую очередь уточняем артикуляцию звуков. Например, при произношении звука С – губы в улыбке, язычок внизу, за нижними зубками, а при произношении звука Ш – губы округлены, широкий язычок вверху. Произнесем эти звуки. ( Участники произносят звуки изолированно и в чистоговорке: (язык вверх) «ша-ша-ша – кашка, пышка и лапша, (язык вниз) - са-са-са – масло, сыр и колбаса».

Предлагается игра «Будем играть и звук выбирать» :

Если в слове слышится звук С – то участники стоят на месте, если звук Ш – то нужно шагать: стакан, шуба, шапка, самолет, шишка, суп, свет, шарик, штангист, солнце, сокол, шея, спинка и т. д. Игра проводится с ускорением темпа.

- Для дифференциации звуков полезны игровые упражнения. Предлагаю вам картотеку игр. Участники просматривают дидактические пособия по теме.

Игровое упражнение «Придумай рифму».

- Для развития словотворчества и закрепления дифференцируемых звуков применяется игровое упражнение «Придумай рифму». Участники объединяются в две группы и получают карточки с заданием: придумать рифму с заданными словами: усы-уши, крыса-крыша; сутки-шутки, басня-башня.

- Таким образом, работа по автоматизации и дифференциации звуков у ребенка требует огромного терпения от взрослых, творческого подхода, иллюстрированного материала и разнообразия в дидактических пособиях. Введение автоматизированных и дифференцированных звуков в самостоятельную речь ребенка проходит по нарастающей сложности: от составления предложений до самостоятельного творческого высказывания. В процессе данной работы главное – это формирование речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания. Составление предложений по картинкам и игрушкам, опорным словам и вопросам не только упражняют ребенка в правильном произношении отрабатываемых звуков, но и одновременно формируют грамматически правильную речь.

Предлагается участникам игра «Закончи предложение» : по предметной картинке (солнышко) родители и педагоги заканчивают предложения: Рано утром запел петух, потому что…; Мы зажгли свет, потому что… и т. д.

Такие упражнения трудны для детей, так как они думают о содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении. Объединение предложений в рассказ предполагает разные виды работы : это составление рассказа по вопросам и схемам, по предметно-графическому плану, словам на определенный звук.

Педагог предлагает участникам объединиться в три подгруппы и выполнить

задание:

1. по картине «Проказница» составить рассказ по вопросам (Для чего девочка принесла аквариум в ванную? Какая опасность грозила рыбке? Кто и как спас рыбку? (Дается установка на четкое произношение звука Р).

2. по картине «Шмель Шуня» составить рассказ по схеме. (Дается установка на четкое произношение звука Ш).

3. по картине «Во дворе» - найти слова со звуком С и объединить эти слова в рассказ. (Дается установка на четкое произношение звука С).

Основная цель всех этих заданий – помочь ребенку научиться составлять короткие рассказы, закрепляя при их изложении правильное произношение звуков. Упражнения на основе сюжетных картинок развивают у ребенка логику, вырабатывают умения связывать слова в простых и сложных предложениях, прослеживать последовательность событий и соблюдать структуру рассказа. Также они способствуют и развитию творческого воображения.

Вот несколько вариантов игр и упражнений, стимулирующие развитие воображения у детей дошкольного возраста:

1. Предложите ребенку обвести свои ладошки и пусть он вам расскажет, на что они похожи и дорисует на их основе картинку.

2. Поставьте на середину листа бумаги большую кляксу, согните его пополам и откройте. Предложите рассказать, на что или кого похожа клякса.

3. Дайте ребенку неоконченный рисунок и предложите дорисовать и рассказать о полученном результате.

4. Нарисуйте два одинаковых силуэта волшебников, и пусть ребенок создаст одного доброго, а другого злого персонажа, а затем расскажет, что натворил плохой и как победил его хороший.

5. Расскажите сказку, потом вместе с ребенком отделите фантастические события от тех, которые могут произойти в реальной жизни, таким образом, у вас выйдет два рассказа – один с реальными событиями, другой полностью фантастический.

Подводя итог, можно сказать, что взрослые – это посредники между ребенком и внешним миром. И поэтому так важно говорить с малышом, рассказывать сказки, объяснять значение новых слов, читать книжки и показывать картинки. При закреплении звуков в рассказывании можно использовать следующее:

- пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

- пересказ просмотренного мультфильма;

- рассказ о событиях прошедшего дня;

- рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

- составление конца рассказа (а что будет дальше) и т. д.

Все эти систематические упражнения постепенно приучат ребенка последовательно излагать мысли, контролируя свое звукопроизношение.

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порой трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ему ответ, когда он поспит (поест, погуляет, уберет игрушки и т. п., взрослый за это время сможет подготовиться к рассказу. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Педагог советует родителям обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делиться своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме.

Рефлексия.

Участникам раздаются сердечки, вырезанные из бумаги, и цветные карандаши.

Задание: нарисовать что-нибудь приятное в память о сегодняшней встрече.

- Мы благодарим вас за участие в тематическом мероприятии, надеемся, что вы узнали и научились многому интересному, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию звукопроизносительной стороны речи.

И в знак благодарности мы приготовили для вас буклеты "Играя, развиваем речь детей". Ведущий (педагог) раздает всем участникам буклеты.

Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)

Вам, дорогие Маамовцы, спасибо за внимание! Всех благ, хорошего летнего отдыха!

Публикации по теме:

Формы работы с родителями по развитию игровой деятельности детей «Формы работы с родителями по развитию игровой деятельности детей». Консультация для воспитателей «Воспитывает всё: люди, вещи, явления,.

Инновационные формы работы с родителями (из опыта работы) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад №13» «Инновационные формы работы с семьёй».

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Интерактивные формы работы с кадрами «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС» Цель: систематизация знаний педагогов, развитие их профессиональной компетентности в реализации Федерального государственного образовательного.

Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Статья написана в соавторстве с учителем - логопедом Шамановой Н. В. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой.

Новые формы работы с детьми (из опыта работы) Тема «Музыка осени». Необычно прошел осенний праздник у детей старших групп детского сада. Осень пригласила детей в осенний парк. Прислушиваясь.

Опыт работы «Взаимодействие с родителями по познавательно-речевому развитию детей» В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей дошкольного учреждения является «взаимодействие с семьей.

Из опыта работы «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» (продолжение) В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом в развитии личности ребенка.

Сообщение для педагогов: Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитиюСообщение для педагогов: Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию Сообщение для педагогов Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию Речь одна из центральных, важнейших.

Современные формы работы с родителями по включению в проектную деятельность (из опыта работы) В нашей современной действительности вероятность попасть в ситуацию, опасную для жизни очень велика. Особую тревогу мы испытываем за самых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)
Опубликовано: 18 июля 2016 в 16:51
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щербинина (УИ 14938) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД