Брекотнина Светлана Ивановна
Опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников на логопункте
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Публикация «Опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников на логопункте» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Родители и педагог должны стать сотрудниками, помощниками друг другу, решая общие задачи. Ведь родители могут все знания, умения, речевые навыки детей, полученные на занятиях логопеда, закрепить в повседневной жизни.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса.
Цель совместной работы : формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Для того чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы.
Основными задачами в работе с родителями в течение учебного года являются:
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
• Оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживание их уверенности в собственных возможностях;
• Установление партнёрских отношений с семьёй ребенка, создание атмосферы общности интересов и взаимоподдержки;
• Обучение родителей приемам логопедической работы;
• Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.
Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. В течение года работа с родителями ведется систематически.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми :
• Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
• Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
Формы работы учителя-логопеда с родителями разнообразны, они представлены в таблице.
Коллективная Индивидуальная Наглядная
Тематические консультации.
Мастер-классы.
Семинар-практикумы.
Родительские собрания.
Круглый стол.
Дни открытых дверей.
Посещение логопедических занятий. Индивидуальные консультации.
Логопедические пятиминутки. Информационный стенд «Уголок логопеда».
Буклеты, памятки.
Рекомендации на сайте дсада.
Тетрадь взаимосвязи с родителями.
Выставка книг, дидактических пособий.
Остановимся подробнее на некоторых формах.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) делается акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.
Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку.
В своей работе с родителями применяю следующие формы.
Консультации, мастер-классы, семинар-практикумы
Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу и проводятся чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.
Наиболее актуальные темы для консультаций: «Артикуляционная гимнастика», «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Как научить звуко-буквенному анализу»
Семинар-практикумы и мастер-классы носят обучающий характер, т. е. обучаем родителей совместным формам деятельности с детьми:
- это обучение выполнению артикуляционной гимнастики, самомассажа речевого аппарата (демонстрация через презентации, методические пособия);
- развитие общей и мелкой моторики (выполнение речедвигательной гимнастики и пальчиковых упражнений);
-показ игровых технологий для закрепления отрабатываемых звуков, автоматизации в словах, речи в домашних условиях;
- совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
Заранее подготавливаются необходимые демонстрационные, дидактические материалы, пособия, игры, «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.
Тетрадь взаимосвязи с семьей
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется логопедом один раз в неделю. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти, а также задания для развития общей и мелкой моторики.
Посещение логопедических занятий
Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. На занятиях родители осваивают практические приёмы работы с ребёнком.
Информационный стенд «Уголок логопеда»
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Он отражает тему занятия, даёт родителям практические и теоретические рекомендации по формированию различных речевых навыков, знакомит родителей с игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
Совместная деятельность детей и родителей
Данная форма работы с родителями является творческой, нетрадиционной. Родители активно помогают своим детям, создавая какой-либо продукт. В процессе совместной деятельности создается положительный эмоциональный контакт между ними, у родителей появляется большая заинтересованность в развитии своего ребенка.
В этом направлении организовала работу с родителями по следующим темам:
«Буквы из природного материала»,
«Новогодние буквы»,
«Книжка-малышка»
«Моя любимая буква»
«Лэпбук»
«Стенгазета»
«Логокубики своими руками»
«Логопедические проекты» : «Мы все вместе хотим быть…», «Предметный мир», «Вода – это жизнь».
На открытых мероприятиях дсада проводила выставку совместных работ детей и родителей, также лучшие работы были отмечены грамотами.
Дети принимают активное участие под руководством учителя-логопеда в творческих выставочных, конкурсных мероприятиях различного уровня, которые служат стимулом активности, гордости родителей за своих детей.
Дети участвовали в:
- городском конкурсе рисунков «Мы к звездам проложили путь»;
- городском конкурсе для детей с ОВЗ «Творчество без границ»;
- городском конкурсе «Веселая лампочка» в городской библиотеке №2 в рамках акции #ВместеЯрче (победители);
- областном творческом конкурсе Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области «Я и моя малая Родина» (Почетная грамота);
- территориальном логопедическом конкурсе «Трудный звук – ты мой друг!» (диплом);
- территориальной открытой олимпиаде «По страницам сказок А. С. Пушкина» (диплом);
- всероссийском конкурсе «Миром правит труд 2023».
Использую в работе с родителями и современные формы работы с использованием ИКТ: - показ обучающих презентаций, слайдовые презентации «Вот что мы умеем»;
- подбор игр для развития разных сторон речи на электронный носитель (для родителей тех детей, которые посещают логопедические занятия);
- дистанционные формы общения: вацап, электронная почта.
- использование информационного ресурса - сайта детского сада.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей.
Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей.