Дмитриева Надеждае
Организация активного отдыха детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Н. В. Дмитриева, воспитатель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 480 им. В. В. Талалихина" kambulova1970@mail.ru
Аннотация. Данная статья описывает необходимость организации активного отдыха детей с целью приобщения их к здоровому образу жизни.
Ключевые слова. Здоровье, физкультурный досуг, день здоровья, здоровый образ жизни, активный отдых.
Публикация «Организация активного отдыха детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, особенно в детском возрасте (отклонения в состоянии центральной системы, нарушения осанки, зрения и т. п.). В результате может задерживаться общее развитие ребёнка, повышаться заболеваемость.
В связи с этим особую значимость приобретает чётко организованный режим дня дошкольников с правильным чередованием непосредственно-образовательной деятельности и активного отдыха. Разные формы активного отдыха способствуют восстановлению ряда функций организма и укреплению здоровья ребёнка.
К формам активного отдыха дошкольника относятся : физкультминутки, физкультурные досуги, дни здоровья, недели здоровья (каникулы, физкультурно-спортивные праздники.
Важно подчеркнуть, что содержание разных форм отдыха строится на материале тех игр, заданий, действий, которые хорошо известны детям и не требуют дополнительного разучивания.
Физкультурные досуги (далее ФД) одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме весёлых игр, забав, развлечений. Педагогические требования к организации и проведению ФД :
1)ФД проводятся во всех возрастных группах, начиная со второй младшей один-два раза в месяц;
2) продолжительность их составляет: младшая и средняя группы – 20-30 мин., старшая группа – 35-40 мин., подготовительная – 40-50 мин. ;
3)организуются во второй половине дня после полдника, преимущественно на свежем воздухе (в ненастную погоду в зале). В «каникулы» и в летнее время может проводится в первой половине дня, после завтрака;
4)при планировании ФД необходимо принять во внимание такие формы работы, как день здоровья, физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить ФД в дни, отведённые для физкультурных занятий;
5)нельзя допускать перевозбуждения детей, но и недопустимо заглушать радостное настроение частыми и неоправданными замечаниями;
6)при проведении ФД на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей;
7)ФД может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения (на лугу, в лесу, на берегу реки, а также в помещении;
8)при определении тематики и содержания ФД необходимо учитывать климатические условия и национальные традиции.
В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание ФД могут быть введены сказочные и литературные герои, может быть использован занимательный сюжет.
Важно помнить, составляя программу ФД: основное время досуга (60-80%) должно быть заполнено движениями, чтобы каждый ребёнок имел возможность удовлетворить свойственную ему двигательную потребность.
Подбирая материал для младшего возраста, необходимо предусматривать фронтальную работу, чтобы одновременно включить всех в выполнение предлагаемых заданий и игр. Также следует помнить о чередовании подвижных игр с физическими упражнениями и игровыми заданиями для того, чтобы обеспечить смену мышечной и эмоциональной нагрузки.
Структура ФД зависит от тематики, поставленных задач и условий проведения.
Задачи Дня здоровья (далее ДЗ) предусматривают предупреждение переутомления детей, максимальное удовлетворение их естественной потребности в движении, обогащение самостоятельной двигательной деятельности и др.
При проведении ДЗ следует уделять внимание двигательной активности детей во второй половине дня. В этот период целесообразно включать в режим физкультурный досуг, длительностью не более 20 – 30 мин. Положительные эмоции, полученные во время досуга, снижают утомление детей, вызывают интерес к выполнению разнообразных движений.
В ДЗ с детьми старшего дошкольного возраста организуются простейшие туристические походы. Их цель – совершенствование основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание) и развитие физических качеств. Пешие переходы к месту прогулки влияют на формирование таких качеств характера, как выдержка, дисциплинированность, чувство товарищества, ответственность. Ценное влияние оказывают эти прогулки на эстетическое воспитание детей. Они вызывают положительные эмоции и радостное настроение, учат видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Особенно значителен закаливающий и оздоровительный эффект походов.
В тёплый период времени общая продолжительность пеших походов не должна превышать 2,5 – 3 часа, с привалом не менее часа и отдыхом по 5-10 мин. после каждых 25-30 мин. ходьбы. Детей во время похода сопровождает не менее 2-3-х взрослых. Педагог и его помощники (медсестра, старший воспитатель, родители) заранее продумывают маршрут и содержание похода, готовят снаряжение (рюкзаки, фляжки с водой, аптечка, соответствующую одежду и обувь, головные уборы для детей. Содержание аптечки: вата, бинты, йод, зелёнка, перекись водорода, 1-процентный раствор марганца, настойка валерианы, нашатырный спирт, бактерицидный пластырь. Каждый взрослый должен при необходимости уметь оказать первую помощь.
Таким образом, организация активного отдыха предполагает смену умственной и физической деятельности, т. е. включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребёнка путём «догрузки» его организма необходимым по возрасту объёмом мышечной деятельности, а также способствует предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Бочарова, Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста : Пособие для родителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ,2003.- 96с.
2. Рунова, М. Приобщаем детей к физической культуре. // Дош. воспитание. - 2006. - №10.- с. 5- 61.