МААМ-картинки

Организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста

Светлана Казьмина
Организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста

Экологическое образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общается с природой. Нельзя изучить природу по картинкам, фильмам, книгам. А ведь в любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты, одним из которых являются птицы.

Организация циклических наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста.

Публикация «Организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: Обогатить представления детей увлекательными сведениями о жизни птиц; о внешнем виде, повадках, условиях обитания птиц; помочь понять и полюбить пернатых.

Задачи: Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, составлять творческие рассказы, использовать речь – доказательство; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи; воспитывать гуманное отношение к живому.

Наблюдение 1. Знакомство с птицей.

Цель: Познакомить детей с птицей, живущей в уголке природы, прилетающей на участок, сообщить ее название, дать ей кличку. Обратить внимание на то, что она красивая, веселая, бойко скачет и щебечет.

Наблюдение 2. Что птичка ест.

Цель: Показать детям, что птицу кормят зерносмесью (зерна мелкие, разного цвета, тертой морковью, крошками творога, яйца, дают воду. Корм кладут в кормушку, воду наливают в поилку. На участке вывешивают кормушку.

Наблюдение 3. Птицу кормят каждый день.

Цель: В течение нескольких (пяти) дней демонстрировать детям, что птица живая, ее надо кормить каждый день с утра. На участке насыпают в кормушку корм и наблюдают за прилетающими птицами.

Наблюдение 4. Что птица делает в клетке (задание детям).

Цель: Побуждать дошкольников к самостоятельным наблюдениям, учить замечать разные действия птицы, называть их словами. На участке наблюдать за прилетевшими воробьями, синицами, их повадками.

Наблюдение 5. Кто заботиться о птице.

Цель: обратить внимание на то, что птица сама не может себя накормить, о ней заботится воспитатель и дети, дают корм, наливают чистую воду, чистят клетку. В чистой клетке с кормом и водой птица хорошо себя чувствует. На участке и в парке, если в кормушку не положить корм, птица ищет его сама, пьет из лужи.

Наблюдение 6. Что есть у птицы.

Цель: Уточнить особенности внешнего вида птицы. У нее есть голова, туловище, ноги, хвост, крылья. На голове глаза, клюв, которым она клюет корм, пьет воду. С помощью ног скачет по клетке, сидит на жердочке, крыльями машет. На участке понаблюдать, как птица перелетает с ветки на ветку, расхаживает, прыгает.

Наблюдение 7. Как птицы купаются.

Цель: показать детям, как птица может купаться в воде если ей поставить в клетку купалку. Она ногами залезает в воду, приседает, бьет крыльями. Ей нравится купаться. На участке понаблюдать, как воробьи, голуби купаются в лужах.

Организация циклических наблюдений с детьми среднего дошкольного возраста.

Наблюдение 1. Знакомство с птицей.

Цель: Познакомить детей с птицей, которая будет жить в уголке природы. Выявить, чем она отличается от той, которую дети наблюдали в прошлом году (размер, окраска). Установить черты сходство во внешности птиц- есть голова, туловище, хвост, крылья, ноги, на голове- глаза, клюв.

Наблюдение 2. В каких условиях живет птица.

Цель: Познакомить детей с условиями содержания птицы: она живет в просторной клетке, в которой есть жердочки, песок и мелкие камни, кормушка с кормом и поилка с водой. Показать детям необходимость таких условий6 в большой клетке птица может летать, порхать: на жердочки она садится, скачет по ним, песок клюет, воду пьет, кормом питается, купается в воде.

Наблюдение 3. Кто и как ухаживает за птицей.

Цель: показать дошкольникам, что жизнь птицы зависит от человека (воспитателя и детей). Чтобы птица хорошо себя чувствовала, была здоровой и веселой, за ней надо постоянно ухаживать: чистить клетку, просеивать песок, мыть кормушки, не оставлять птицу без корма и воды. Все надо делать осторожно, чтобы не пугать ее.

Все птицы- пугливы и осторожны.

Наблюдение 4. Как птицы ведет себя после уборки. (задание для самостоятельного наблюдения)

Цель: Приучать дошкольников проявлять инициативу в наблюдениях, учить замечать особенности поведения птицы, связывать их с хорошими условиями, которые создаются трудом людей, ухаживающих за ней. Поощрять высказывания детей об увиденном.

Наблюдение 5. Как птица поет? (задание детям)

Цель: Учить детей самостоятельно прислушиваться к звукам, издаваемым птицей, слушать пение, чувствовать его красоту. Объяснить- пение птицы- это ее радостное состояние, которое бывает при хорошем уходе. На участке прислушиваться к звукам, издаваемым птицами.

Наблюдение 6. Сколько чего у птицы.

Цель: Уточнить с детьми представления о ее внешнем виде. У нее одна голова, один хвост и один клюв, два глаза, много перьев, которые покрывают тело, кроме клюва и ног. Перья разного цвета, они мягкие и легкие.

Наблюдение 7. Как птица купается (задание детям).

Цель: Поощрять самостоятельные наблюдения детей и высказывания об увиденном. Учить замечать действия птицы во время и после купания. Обратить внимание на то, как, сидя на жердочке, она укладывает клювом перышки, сушит их, прихорашивается.

Наблюдения 8. Зачем птице ноги и крылья.

Цель: Уточнить с детьми функции органов передвижения птицы. При помощи ног она прыгает по клетке, сидит на жердочке, почесывает тело, при помощи крыльев порхает, перелетает с места на место, купается в воде.

Организация циклических наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста.

Наблюдение 1. Знакомство с новой птицей.

Цель: Выявить отличительные особенности новой птицы во внешнем строении в сравнении с птицей предыдущего года, найти черты сходства.

Наблюдение 2. Условия жизни птицы.

Цель: Уточнить с детьми, что жизненно важно для птицы, какие предметы составляют условия ее обитания (клетка, жердочки, песок, корм, вода). Показать значение каждого из атрибутов: в клетке птица живет (это ее дом, на жердочках она отдыхает, скачет по ним, кормом питается, воду пьет, клюет песок (при его помощи птица переваривает пищу).

Чтобы птица была здоровой и веселой, условия. В которых она живет должны быть хорошие: большая клетка, несколько жердочек, чистый песок и чистая вода, разнообразные корма: зерносмесь, мягкие корма (творог, яйцо, морковь, зелень (букетики трав, минеральная подкормка (уголь, мел, скорлупа)

Наблюдение 3. Труд дежурных- забота о птице.

Цель: Показать дошкольникам, что трудом дежурных по уголку природы создаются все необходимые условия для птицы. Продемонстрировать последовательность трудовых действий, качественное их выполнение, осторожное поведение возле клетки.

Познакомить дошкольников, что человек проявляет заботу о птицах, живущих на воле (весной вывешивают скворечники, существуют «утиные фермы»).

Наблюдение 4. Какая зелень лучше?

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно наблюдать за поведением птиц : предложить выяснить, как она будет реагировать на поставленные в клетку коробки с зеленым овсом и черенками традесканции, что из зелени будет клевать, что склюет раньше.

Наблюдение 5. Какие ноги у птицы?

Цель: Уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительное значение: ноги тонкие, вверху покрыты перьями, внизу без перьев, покрыты чешуйками. На ногах 4 пальца, они широко расставлены- 3 вперед, один- назад (у попугая- два вперед, два- назад, поэтому птица стоит устойчиво. На пальцах тонкие загнутые острые когти. Пальцы могут сгибаться, ими она обхватывает толстые и тонкие ветви.

При помощи когтей птица легко удерживается на ветках и жердочке.

Наблюдение 6. Есть ли у птицы шея.

Цель: Показать детям, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться, и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птицы легко поворачивают голову в разные стороны и все замечают.

Наблюдение 7. Слышит ли птица.

Цель: Выяснить с детьми, как птица реагирует на звуки, сообщить, что она хорошо слышит, что уши у нее расположены по бокам головы под перьями, их не видно.

Птица на звук поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается.

Неожиданных громких звуков она боится.

Наблюдение 8. Когда поет птица:

Цель: Предложить самостоятельно выяснить, когда поет птица (до еды, купания) или после, в пасмурную или солнечную погоду, какие издает звуки, приятно ли ее слушать.

На участке, в парке предложить послушать трели птиц, узнать по голосу, послушать крики улетающих птиц. Предложить послушать трели птиц в грамзаписи.

Наблюдение 9. Как птица отдыхает и спит.

Цель: Показать детям, что птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. При этом она распушает перья на теле и закрывает глаза. Засыпая, птица прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку. Засыпает она с наступлением темноты, просыпается с рассветом.

Наблюдение 10. Декоративные, хищные птицы, птицы жарких стран…

Цель: Познакомить дошкольников с разнообразием видов птиц, особенностями их внешнего вида, повадками, условиями обитания.

Наблюдение 11. Птицы перелетные, зимующие, пролетные.

Цель: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида птиц, жизненных проявлениях, повадках птиц, приспособлении к среде обитания.

Публикации по теме:

Организация и проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста на прогулке Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется.

Доклад «Организация экологической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Сущность нерегламентированной деятельности дошкольников экологическойнаправленности В ДОУ задача формирования экологической культуры решается.

Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений,.

Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие любопытного утенка» Мастер-класс по организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие любопытного утенка».

Организация и проведение занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Организация индивидуальной работы по физическому развитию с детьми дошкольного возраста Статья Организация индивидуальной работы по физическому развитию с детьми дошкольного возраста Индивидуальная работа с детьми предполагает.

Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Трудолюбова Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска Акимова.

Прогулка и организация наблюдений в природе с детьми второй младшей группы 1. Подготовка к прогулке: подготовка участка для прогулки обеспечение чистоты на участке, исправности оборудования, уточнение погодных.

Семинар-практикум для педагогов «Организация конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» Конструирование –это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Колокольчик» г. СветлоградаПетровского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2019 в 21:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД