Татьяна Никитина
Организация деятельности с учетом гендерного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Организация деятельности детей с учетом гендерного подхода».
Многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс гендерного воспитания и просвещения детей как актуальную проблему современного общества.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Публикация «Организация деятельности с учетом гендерного подхода» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Воспитание детей с учетом полоролевых особенностей задача сложная, но посильная.
Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т. е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.
К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.
Поэтому важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное - мужчин!
Проанализировав соотношение мальчиков и девочек в группе (а оно оказалось абсолютно равным, социальный статус семей (много неполных семей, где мальчики воспитывались только мамой и бабушкой, изучив психологические особенности статуса мальчиков и девочек, я окунулась в эту проблему и постаралась привлечь к её решению родителей.
В связи с этим разработала технологию проекта «Сеньоры и Сеньориты».
Цель проекта: найти пути передачи навыков и знаний родителям своим детям по реализации гендерного подхода;
помочь детям адаптироваться в современной жизни.
Актуальное направление проекта связано с решением следующих задач:
1. Повышать компетентность родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника.
2. Оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребёнком с учетом его половой принадлежности.
3. Выстроить модель педагогического процесса с учетом психологических особенностей мальчиков и девочек.
4. Создать развивающую среду, благоприятную для становления личности, определенного пола, на всех возрастных этапах.
Дальнейшую свою работу я проводила по этапам:
Этапы
1 - Начальный этап (Выявление проблемы).
На начальном этапе моей работы было проведено диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей, которое выявило низкий уровень знаний по данному вопросу.
Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня», а это не всегда правильно.
2 – Подготовка к проекту
Я изучила литературу по данной проблеме:
- Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.
- Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М. : Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
- Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003. – 194 с.
- Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.
Составила план работы с родителями, план работы с детьми.
3 - Практическая деятельность по проекту.
Свой проект начала реализовывать постепенно:
через совместную деятельность и режимные моменты, которые больше предполагают учет гендерных особенностей детей, также вношу элементы гендерного воспитания в индивидуальную и НОД. Пополнение развивающей среды.
Совместная деятельность :
Кружковая деятельность «Египетское письмо» - например: девочки составляют рассказ про девочек, мальчики составляют рассказ про мальчиков или мальчики рассказывают по схеме, а девочки проверяют их правильность выполнения задания.
Чтение художественной литературы – по интересам, обсуждение литературы, например: девочки рассказывают женские поступки в рассказе, а мальчики мужские поступки, обсуждаем стихотворение «Если был бы я девчонкой» с мальчиками.
Беседы – например: «Профессии моих родственников» - девочки рассказывают про профессии мам, а мальчики рассказывают про профессии своих пап, «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время» - например - девочкам предлагается рассказать о своих мамах, о домашних обязанностях, а мальчикам – как мама проводит свободное время, куда ходит в театр, в кино, тренажерный зал и тд.
Сюжетно – ролевые игры - «Показ моделей», «Дочки-матери», «У нас гости»,», «Салон красоты», «Лесная школа», «Магазин», «Строительство», «Медицинские работники».
Дидактические игры – например: «Наши прически», «Лото для девочек», «Ателье», «Дорожные знаки», «Наше здоровье», «Профессии», «Кем я хочу стать? Кем буду работать?», «Кто что делает?».
Развлечения – «День Матери», некоторые развлечения проводились совместно с музыкальными руководителями: «Я люблю свой детский сад, и мальчишек, и девчат», «23 февраля», «8 марта».
Индивидуальная работа (если беру одного ребенка учитываю…., но есть такие проблемы где надо заниматься с несколькими детьми или даже с подгруппой я осуществляю с учетом элементов гендерного воспитания : подбор инструкций соответствующих, работа по подгруппам).
• Режимные моменты:
утренняя гимнастика,
одевание: мальчики одеваются медленнее, поэтому они одеваются
первые, а потом помогают девочкам.
дежурство: девочки раздают вилки, а мальчики ложки.
Прогулка:
Наблюдение «За трудом взрослых», организация труда детей – (ОГОРОД)
совместные игры: «Поездка в магазин» - девочки - пассажиры, мальчики – шоферы, «Отправляемся в путешествие» - сумки несут мальчики, девочки накрывают на стол. Организация игр с учетом гендерного воспитания
Самостоятельная деятельность
Рассматривание энциклопедий для мальчиков и девочек – по интересам;
Раскраски по интересам – для девочек и мальчиков;
Игры в лото, домино.
Непосредственно – образовательная деятельность
Я начала вносить некоторые элементы в организацию непосредственно – образовательной деятельности с учетом гендерных особенностей, а именно:
- дежурство: перед непосредственно – образовательной деятельности организуется дежурство : мальчики – расставляют столы и стулья, а девочки раскладывают раздаточный материал.
- во время проведения НОД использую различные инструкции – например:
даю задание посчитать девочкам количество предметов, а мальчикам найти соответствующую цифру,
на речевом развитии – при пересказывании рассказов – первыми пересказывают девочки, т. к. они быстрее запоминают информацию, потом мальчики, т. к мальчикам требуется дополнительный речевой образец.
– работа по подгруппам, по парам (девочка – мальчик) – девочки вырезают детали, т. к. они очень аккуратны, а мальчики намазывают клеем детали и приклеивают, но это касается только итоговых мероприятий когда навыки детей уже отработаны; также при этом я учитываю что девочки
работа по подгруппам: девочки делают снеговику шляпки, бусы, а мальчики галстук и шапку;
Для осуществления гендерных особенностей нужна соответствующая развивающая среда.
Развивающая среда
Образовательная среда в группе создана с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и сконструирована таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п, но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. В группе оснащен центр технических средств обучения с картотекой обучающих и развивающих фильмов для мальчиков и девочек.
Создала центр грамотности с учетом гендерных особенностей детей, также создала центр дидактических игр по полоролевому воспитанию, подобраны атрибуты к сюжетно – ролевым играм, подобрана литература и журналы для мальчиков и девочек.
Работа с родителями
Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками. Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей. Очень часто в семьях современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.
Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.
Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана.
Проведение анкетирования, через которые я выяснила, что некоторые родители даже не понимают что такое полоролевое воспитание и не придают этому значение, показало необходимость в моей деятельности в выбранном мною направлении. В связи с этим я разработала планы работы с родителями через участие в различных выставках, разработка различных буклетов, через различные виды деятельности.
• консультации индивидуальные, подгрупповые «Как воспитывать мальчиков, как воспитывать девочек?»;
• Родительские собрания «Какой вы родитель?»;
• круглый стол «Питание мальчиков и девочек»;
• анкетирование «Куклы в жизни ребенка»;
• выставки, фотовыставки «Моя семья», газеты к 23 февраля, Дню Матери;
• развлечения «8 Марта», «День матери», «День защитника Отечества»;
• мастер – классы по изготовлению кормушек папами;
• воскресные досуги в Театре Драмы;
• создание различных музеев: сувениров, вязания;
• зимние прогулки выходного дня;
• привлечение к оформлению групп и участков;
• участие в городских конкурсах «Путешествие в природу», «Круговорот воды в природе», «Турслёт»;
Не смотря на проделанную мною работу и повышения уровня компетентности у родителей, остаётся процент отцов и матерей, которые попрежнему не проявляют заинтересованности в полоролевом воспитании ребёнка.
Для того чтобы привлечь этих родителей к сотрудничеству мною была разработана анкета, которая позволит выявить удобные формы взаимодействия с этими родителями и разработать дальнейший план работы с учётом интересов всех родителей группы, создать клубы по интересам.
4 – Оценка результатов (повторный мониторинг, выявление проблем, коррекция).
Использованная мной диагностика по методике Н. Е. Татаринцевой «Мир мальчика и девочки», которая позволила мне определить уровень компетентности родителей в вопросе полоролевого воспитания своих детей, уровень сформированности полоролевой социализации детей, выявить проблему, скорректировать свою дальнейшую деятельность.
В результате за годы работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.
Однако в этом году в нашу группу пришло 6 новых детей среднего возраста. Мною был выявлен уровень сформированности полоролевой социализации этих детей, разработан план работы.
Скорректирован план дальнейшей работы с детьми с учётом гендерного подхода. Также планирую в подготовительной группе использовать элементы гендерного подхода к воспитанию и обучению в каждой НОД по мере возможности.
Работая по данной теме, я нашла подход к родителям и детям, создала атмосферу доверия, изучила их запросы и ожидания, определила проблемы детей и родителей.
Так как проект «Сеньоры и сеньориты» долгосрочный, я продолжаю над ним работать и думаю, что моя работа будет интересна педагогам города.
5 – Защита проекта
Опыт своей работы я представила на педагогических чтениях в ДОУ.
Мой опыт работы по данной теме был опубликован на сайте Maam.ru, за что получила сертификат о публикации.
Подвести итог своей работы я хотела бы словами:
«Ребенок – это зеркало семьи;
как капля воды отражается в солнце,
Так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца»
В. А. Сухомлинский