Ирина Исаева
Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимней период
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Для решения этой проблемы необходимо активнее вовлекать ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность - это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Публикация «Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимней период» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст является наиболее важный периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движении. Отличительными особенностями старших дошкольников являются высокая эмоциональность, интерес ко всему новому, яркому. Поэтому во время прогулок должна быть четкая организация детей и в тоже время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий.
С целью активизации двигательной активности детей во время прогулки я использую разные приемы. Мы знаем, что украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Мною и другими воспитателями оборудован участок нашего структурного подразделения различными крупными, снежными постройками: крокодил, черепахи, гусеница, звезда. Ребятам очень нравится около них играть в прятки или просто перебегать, например, от гусеницы к крокодилу, а от крокодила к черепахам. Также мальчики эти постройки используют, как крепости, а девочки, как домики и ходят друг к другу в гости, либо как своих питомцев. Все вместе ребята используют снежную постройку крокодил, как снежную горку, съезжают вниз, по спине гусеницы дети упражняются в равновесии, так же перепрыгивая через нее упражняются в прыжках. Постройки из снега, расположенные по всей территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, бросают в цель.
Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, так как зима представляет естественные условия для организации двигательной активности детей. Поэтому я на зимней площадке, покрытой снегом, провожу игры, включающие разнообразные движения (ходьба, бег, кружение, прыжки, бросание снежков и т. д.). Снежный покров вызывает у воспитанников особый интерес к таким движениям, как ходьба и бег след в след, ходьба широким шагом, подпрыгивание до ветки и стряхивание с нее снега, метание снежков.
В зимнее время на прогулке провожу подвижные игры, где ведущие роли выполняют сами дети. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. С моими воспитанниками я часто организую игры забавы, игры-эстафеты, где большую радость доставляет ребятам катание на санках народные игры, хороводные. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит мне, так как я помогаю детям разделиться на команды, учитывая уровень подвижности и физической подготовленности ребят, так же я регулирую длительность пауз в игре, выбираю место для игр, изменяю сложность препятствий, преодолеваемых в игре и т. д. Подбирая игры для дневной прогулки я учитывают предыдущую деятельность детей. То есть если проводилась НОД спокойного рода, как лепка, рисование, то я провожу и рекомендую игры более подвижного характера, и провожу со всей группой в начале прогулке. Например, подвижные игры с бегом, на ориентировку в пространстве: "Ловишки", "Два Мороза", "Казаки - разбойники," "Найди, где спрятано" и т. д.
Малоподвижные игры провожу в начале прогулки, либо в конце, например, "Заморожу", "Мышеловка", "Сделай фигуру" и т. д.
На прогулке я провожу индивидуальную работу, которая направлена не только на закрепление материалов по всем разделам программы, но и на совершенствование физических качеств, как быстрота координации движений, глазомера. Например, провожу работу на закрепление бега "змейкой", оббегая поставленные в ряд предметы, либо бег в разные стороны на ориентировку в пространстве.
При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. Для ее организации я приготавливаю атрибуты, выносной материал (маски, ленточки). Но бывает такое, что некоторым детям не интересно играть со своими сверстниками, либо не знают чем себя занять, то здесь я организую с ними подвижную игру. При этом при всем, нельзя допускать, чтобы организованная двигательная активность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.
Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие! Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую личность! Важнейшей задачей нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.