Татьяна Задонская
Организация и проведение открытых занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение открытых занятий в ходе экспертизы профессиональной деятельности ПДО:
опыт профессиональной рефлексии
Задонская Т. А.,
педагог дополнительного образования ЦДТ «Азино»
Каким должен быть современный открытый урок? Данный вопрос возникает всегда, когда начинаешь готовиться к очередному открытому занятию, и его может задать эксперт, посетивший урок.
Публикация «Организация и проведение открытых занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Я, отвечая на этот вопрос, начала бы с моего твёрдого убеждения в том, что каждый новый урок – это ступенька в совершенствовании педагога, в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формировании его интеллектуальной и нравственной культуры.
Я сказала бы эксперту, что современный урок – это урок, отвечающий времени, учитывающий особенности и своеобразие современного социума. Это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ребёнка, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ. Для решения этих сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и жёсткой последовательностью их осуществления.
На мой взгляд, исходная идея современного урока основывается на представлении о единстве обучения, воспитания и развития, и в ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определённой степени социальный заказ общества, заказ родителей системе образования. Ведь главной задачей современного урока является целостное формирование личности ученика на основе обучения, развития и воспитания. Нет сомнения в том, что уроки, построенные по правилам «обучающего воспитания» или «воспитывающего обучения», наиболее эффективны. Возможность осуществления единства упомянутых функций должна быть заложена как в содержании, методах, так и в используемых приемах и средствах обучения. Именно в этом ключе мною разработана серия занятий по развитию навыков математического счета для детей 6 - летнего возраста «От “0” до 10 с чудесами по пути» в школе раннего развития «Росинка». В ходе этих занятий успешно реализуется межпредметная связь с чтением, с развитием речи, ИЗО.
Любая творческая работа начинается с предварительного осмысления предстоящей деятельности и её результатов – общего замысла открытого урока.
При самоанализе занятия я бы уточнила, что рассматриваю педагогический замысел в качестве контуров плана предстоящего урока или системы уроков, определяющих перспективы предполагаемой деятельности учителя и детей и их совместные результаты. Это ещё не разработка и даже не план урока, поскольку эти мысли по предстоящей деятельности будут дополняться, уточняться и видоизменяться.
После ознакомления с программой, просмотра учебника, по которому занимаются ребята, изучения методических пособий и различных рекомендаций по данной теме и сбора различных средств наглядности наступает самый мучительный и интересный момент – отбор материала по теме, ибо порой набирается его столько, что хватило бы на добрый десяток уроков, структурирование этого материала, планирование хода занятия.
Я уверена в том, что одним из главных условий успеха открытого урока является прогнозирование хода и результата урока, что находит выражение в определении его целей и задач, составляющих ядро педагогического замысла, служащих ориентиром, руководством для определения содержания урока и методики его проведения, и отражающих то, что может или должно возникнуть в результате предстоящих действий и удовлетворить определенную потребность. Следовательно, формулировка цели должна включать, с одной стороны, предполагаемый результат действия (что должно быть достигнуто, с другой – указание на потребность (мотив, ради которой результат должен возникнуть (ради чего мы хотим достигнуть именно этого). Выясняя для себя цели и задачи открытого урока, необходимо иметь в виду не только образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи, но и уровень подготовленности детей того или иного возраста. Будет ли это группа детей пяти или шестилетнего возраста, первого или второго года обучения. Следовательно, планируя урок, необходимо учитывать, что он всегда является лишь частью, одним звеном цепочки уроков, реализующих тему открытого занятия.
Хочу особо акцентировать внимание на том, что цель должна быть понятна и учащимся. Поэтому начало занятия должно быть четким и внятным, чтобы дети поняли, чем они будут заниматься сегодня. Если отсутствует чёткая формулировка цели занятия, то дети не знают, что и для чего они будут сегодня делать. Необязательно зачитывать цель в том варианте, как она записана в конспекте, но сообщить о том, что и как будем сегодня делать, необходимо.
Я обратила бы внимание эксперта на то, что начало урока отличают приемы привлечения внимания, методы создания эмоционально-положительной творческой атмосферы в классе. При этом тональность начала урока доброжелательная. У детей радостное, рабочее настроение и большое желание показать гостям, родителям себя, свои знания. Из опыта работы я заметила, что детям дошкольного возраста это очень нравится.
После окончания занятия необходимо подвести итоги и сказать детям: «Мы сегодня с вами научились (сделали, поиграли, выучили, познакомились, прочитали)». Начало и конец занятия должны быть четкими и ясными, иначе занятие получится невнятным.
В первой части открытого урока по «Занимательной математике» проводится устный счет с использованием отобранного счетного материала (математические линейки, разрезные картинки, числа и т. д.). Решаем 2-3 устные задачи на развитие логического мышления и математической смекалки. Начало занятия и устный счет занимают 7-10 мин.
Затем переходим к основной части занятия – новой теме, закреплению изученного материала. Новая тема не дается мною в готовом виде, а осуществляется на основе деятельностного подхода - постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Педагог, только организуя и направляя поисковые действия детей, должен стараться подвести их к этим «открытиям», чтобы дети верили, что вот эту цифру, это число они открыли сами. Только так, я уверена, можно добиться прочности в усвоении знаний - когда они являются результатом собственных действий учащихся.
Дети, под руководством педагога показывают гостям, чему они научились, свои знания и умения, в частности, умение правильно отвечать на поставленные вопросы, навыки правильного математического счета, оперирование геометрическими фигурами. При возникновении необходимости, можно отработать с детьми на предшествующих открытому занятиях подобные задачи и упражнения, но ни в коем случае не те, что будут даны на открытом занятии. Каждое занятие, в том числе и открытое, должно нести ребенку что-то новое, пока неизвестное, должно нести радость познания. Нужно учитывать, что открытое занятие - не спектакль, и отрепетированность видна сразу. А дети, тем более самые маленькие, не терпят фальши и, в случае чего, «подыграть» педагогу не смогут.
Особенностью проведения занятий с дошкольниками является организация их в виде игры. Знакомство с новым числом и новой цифрой мы проводим с помощью математической линейки, которая есть у каждого ребёнка. Дети часто называют её «математической дорожкой», по которой мы с ними идём в сказочной и познавательный мир чисел. В силу своих психологических особенностей дети 5-6 летнего возраста с интересом воспринимают учебный материал, преподнесённый в виде сказки. Чтобы сказку можно было не только слышать, но и видеть, целесообразно подобрать к ней иллюстрированный материал.
Во время проведения открытого урока я стараюсь показать эксперту и инновационные методы и формы обучения, которые используются в процессе обучения, например, так называемые сюрпризные моменты:
1. Новые книга, игра, игрушки и т. п.
2. Новая техника, другие материалы и т. д.
3. Новая форма занятия : путешествие, сочинение сказки, конкурс, подготовка к выставке, выставка, инсценировка сказки, игра, КВН…
4. Гость на занятии или письмо, телеграмма от него. Просьба кого-то о помощи.
5. Самостоятельное изготовление подарка, открытки, игрушки.
6. Проведение части занятия или игры самим ребенком под руководством педагога.
7. Использование во время занятия костюмов, масок, различных атрибутов.
8. Индивидуальное задание, индивидуальный материал.
9. Необычное оформление обычного задания.
10. Момент неожиданности: перевоплощение педагога (изменение голоса, резкое изменение поведения и т. д.)
Такие «сюрпризы», т. е. неожиданные повороты хода занятия, активизируют учащихся, позволяют усилить их интерес к изучаемому материалу.
В своей работе я учитываю интересы, склонности, уровень подготовленности и развития детей. В ходе обучения по программе «Занимательная математика» у детей дошкольного возраста идёт развитие математической речи, элементов логического мышления, познавательных способностей.
Я помню, что «лучший отдых - смена видов деятельности», поэтому во время занятия не забуду обязательно провести одну или две «физкультминутки».
Также необходимо показать эксперту, что большое значение придается формированию у детей навыков самооценки, чему, без сомнения, способствует подведение итогов открытого занятия. В течение 2-3 минут акцентируется внимание детей на основных идеях занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось?
- Что запомнилось больше всего на занятии?
- Что показалось трудным?
Эта обратная связь помогает мне в последующем корректировать свою работу и составлять план занятий, исходя из интересов, желаний и возможностей детей. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, при подготовке к открытым занятиям я дифференцирую задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом.
Я думаю, что сумею убедить эксперта в том, что открытый урок – это всегда «маленький праздник» - праздник для детей, которые хотят показать свои знания, праздник для их родителей, для гостей, которые пришли посмотреть на малышей, порадоваться за них. И главная задача педагога в том, чтобы этот праздник, этот открытый урок оставил только хорошие и добрые впечатления и у родителей, и у гостей, посмотревших урок, а самое главное - у детей, ради которых мы работаем.
Я уверена в том, что рефлексия педагога по поводу своей профессиональной деятельности – в данном случае организации и проведения учебных занятий – должна стать неотъемлемой частью работы по его профессиональному саморазвитию.