МААМ-картинки

Организация и содержание дифференцированных занятий по физической культуре с учётом двигательных особенностей детей 6–7 лет

Елена Гофман
Организация и содержание дифференцированных занятий по физической культуре с учётом двигательных особенностей детей 6–7 лет

Существенное отличие с позиции современных требований к организации и содержанию занятий по физической культуре имеют занятия, обеспечивающие индивидуально – дифференцированный подход к детям с учётом двигательной активности.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить на три основные подгруппы.

Каждая подгруппа детей характеризуется определёнными сочетаниями уровней объёма, продолжительности и интенсивности двигательной активности.

Публикация «Организация и содержание дифференцированных занятий по физической культуре с учётом двигательных особенностей детей 6–7 лет» размещена в разделах

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от объёма и продолжительности двигательной активности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают, невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, насыщенная играми с преобладанием бега и прыжков. Во время физкультурных занятий дети с высокой интенсивностью двигательной активности не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и часто не доводят их до конца, совершая не нужные беспорядочные движения (покачивания, полуприседания, подпрыгивание и т. д.). Некоторые дети этой подгруппы (как правило, это дети второй и третьей группы здоровья) отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность и раздражительность. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Не редко у гиперактивных детей наблюдаются неблагоприятные реакции сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трёх показателей двигательной активности, а также дети, у которых наблюдалось сочетание среднего и высокого уровней объёма и продолжительности со средней и низкой интенсивностью двигательной активности. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр и физкультурных пособий, и, как правило, они являются инициаторами коллективных игр.

Дети со средним уровнем двигательной активности характеризуются разнообразием двигательного поведения и во время занятий по физической культуре. Одни дети бывают всегда активны, подвижны, проявляют творчество и стремятся быть лидерами. Даже при выполнении трудных заданий они не обращаются за помощью к воспитателю, а стараются самостоятельно выбрать пособие и преодолеть препятствия. Однако этим детям не всегда удаётся правильно и качественно выполнить задание, у них отмечается слабая техника движений. Другие дети отличаются более целенаправленным и спокойным поведением, собранностью, целеустремлённостью. В течение всего физкультурного занятия они внимательны и все предлагаемые задания выполняют точно, анализируя каждое своё действие, относятся ответственно и с большим интересом к разным видам занятий по физической культуре. Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку протекает у детей второй подгруппы по благоприятному типу.

Дети третьей подгруппы имеют низкий объём двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У всех детей этой подгруппы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Им присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх – соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость. Каких либо закономерностей в реакции сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку у этих детей не выявлено.

Полученные материалы об индивидуальных различиях двигательной активности детей легли в основу разработки индивидуально – дифференцированного подхода в процессе организации двигательного режима.

Однако распределение детей по трём подгруппам неудобно для практики, поэтому в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и двигательной активности.

В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности.

Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, с низким уровнем двигательной активности.

Установление двух подгрупп даёт возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия с учётом двигательной активности детей, рациональной их организации в основной части с соответствующим содержанием двигательного материала, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с чётким и подробным объяснением. При этом всегда нужно создавать спокойную, доброжелательную обстановку на занятии.

Для каждой подгруппы даётся свой подбор игр и упражнений в основных видах движений. Так, детям с высоким уровнем двигательной активности предлагаются задания на развития внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий. Детей с низким уровнем двигательной активности следует вовлекать в более активную деятельность, предлагая игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движения и выносливости, на быстрое переключение с одного движения на другое, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции. Для детей со средним уровнем двигательной активности желательно усложнять двигательные задачи, подбирая вариативные задания. При этом особенно важно обращать внимание на качество выполнения движений.

Выполнение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач зависит от определения физической нагрузки для детей 6 – 7 лет. Её следует устанавливать с учётом, уровня физической подготовленности детей.

Комплексы физических упражнений и подвижных игр располагаются в занятии в определённом порядке, обусловленном особенностями работоспособности организма. Доступность содержания занятия должна осуществляться путём постепенного усложнения всего программного материала, не нарушая выработанный у детей динамический стереотип.

Занятие строятся таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к выполнению более сложных видов движений. Исходя из этого, структура дифференцированных занятий по физической культуре имеет сходные элементы с традиционными занятиями, которые заключаются в наличие вводной, основной и заключительной части.

Значительные отличия имеют место быть в основной части занятия, в которой решается комплекс следующих задач:

- дифференцированное обучение основным видам движений (движения распределяются по степени интенсивности);

- формирование двигательных умений и навыков у детей;

- целенаправленное развитие физических качеств детей, их функциональных возможностей.

Для дифференцированного обучения основным видам движений дети распределяются на две подгруппы: 1-я подгруппа – дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности с сильным уравновешенным и с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности;

2-я подгруппа - дети второй и третьей групп здоровья с низким и средним уровнем двигательной активности со слабым типом высшей нервной деятельности.

Для каждой подгруппы подбирается дифференцированные двигательные игры и упражнения. Как правило, двигательные задания направлены на развитие внимания детей, ловкости, координации движений, силы и точности выполнения различных действий (ходьба по буму, метание предметов в цель и др., 20% занимают упражнения высокой степени активности (бег, подскоки, прыжки и др.)

Дифференцированные игровые упражнения способствуют регулированию двигательной активности дошкольников, т. е. снижению интенсивности движений у гиперактивных детей и повышению объёма движений у малоподвижных.

Для формирования у дошкольников прочных умений и навыков необходимо включать в основную часть занятия два или более основных видов движений с целью их разучивания. К основному упражнению подбираются другие раннее разученные движения.

С целью активизации самостоятельности детей и увеличения их двигательной активности важно рационально сочетать разные виды упражнений по степени интенсивности.

С целью регулирования двигательной активности старших дошкольников целесообразно вводить в основную часть занятия после упражнений в основных видах движений дифференцированные игры, способствующие увеличению количества движений у малоподвижных детей и снижению интенсивности движений у гиперактивных.

Основная часть занятия завершается подвижной игрой, предлагаемой для всех детей. Во время проведения подвижных игр педагог обращает особое внимание на взаимоотношения детей, характер их поведения, эмоциональное состояние.

За основной частью занятия следует заключительная часть, назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбудимости ребёнка и приведение его частоты сердечных сокращений к норме. Для этого детям может быть предложена тихая, мелодичная музыка в сочетании с разнообразными движениями: ходьба с выполнением разнообразных упражнений, танцевальные, плавные движения, релаксационные упражнения, малоподвижные игры.

Публикации по теме:

Оценка эффективности физдосуга .

Предметно-развивающая среда в нашей группе.Предметно-развивающая среда в нашей группе. оздала в группе предметно-развивающую среду, по моим эскизам были изготовлены и оборудованы: центр природы, центр дидактических и настольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и содержание дифференцированных занятий по физической культуре с учётом двигательных особенностей детей 6–7 лет
Опубликовано: 14 марта 2014 в 21:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД