Получи документы

Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий

Алена Яковлева
Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий

Наше дошкольное учреждение реализует программу «Радуга», цель программы - это сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Одна из главных задач: создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

Публикация «Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

К определению понятия «здоровье» ключевым становится принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. В соответствии с ним Всемирная организация здравоохранения трактует понятие «здоровье» как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.

Комплексная система оздоровительной работы в дошкольном учреждении должна в принципе соответствовать «пирамиде здоровья общества». Фундамент этой пирамиды составляет психическое здоровье общества, которое, в свою очередь, является фундаментом его физического здоровья. Психическое и физическое здоровье вместе образуют фундамент социального здоровья, вершиной которого является нравственное здоровье.

Наши воспитанники, дети дошкольного возраста, еще только, если можно так выразиться, «учатся» нравственности. И она не может в полной мере служить основой их здоровья. Поэтому Вера Алямовская предлагает несколько иную «пирамиду здоровья воспитанников дошкольного учреждения» выстраивает её таким образом. Поскольку в дошкольное учреждение изначально принимаются в психическом плане здоровые дети, то фундамент пирамиды это обеспечение психологического благополучия ребенка. Затем идут надстройки: обеспечение физического здоровья, обеспечение ментального здоровья, обеспечение духовного здоровья и, наконец, обеспечение нравственного здоровья как вершина этой пирамиды.

Каждое направление оздоровительной системы «пирамиды здоровья дошкольника» обеспечивается через реализуемую программу и условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Обеспечение психологического благополучия реализуется через среду пребывания, общение взрослых с детьми, организацию режимных моментов, совместную образовательную деятельность, досуг.

В нашем дошкольном учреждении созданы «уголки уединения» – это зоны для психологической разгрузки.

Уголки «Моё настроение», «Мир моих эмоций» «Мешочки настроения» «Веселые перчатки» - в них воспитатель может отследить эмоциональное состояние каждого ребенка, а ребенок учится осознавать свое эмоциональное состояние.

Игры «Коробочка примирения» - это один из способов примирения после ссоры.

«Раз, два, три – в окошко посмотри!» - это вид эмоциональной гимнастики для детей.

«Зеркальный кубик» - он служит для отработки мимической реакции, передачу эмоций через вхождение в образ героя – персонаж.

9 «Коврик эмоций», «Калейдоскоп эмоций» и «Забавные гномики» - знакомят детей с разнообразием человеческих эмоций.

«Доска чемпионов», «Наша гордость», «Стул именинника», «Уголок именинника» - направлены на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.

Компонент «Здравствуйте, я пришел» - размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.

Игры с водой являются прекрасным закаливающим средством, но еще большее значение они имеют для профилактики психоэмоционального напряжения.

Игры с песком и крупой развивают речь и воображение детей, помогают детям справиться со страхами.

«Машина времени» - помогает ребенку в осознании себя на разных возрастных этапах.

«Сухой дождь» - снимает психологическое и физическое напряжение.

Сюжетная игра – это основной вид деятельности дошкольника, в игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

Обеспечение физического здоровья - это организация питания, закаливания, обучение движениям, создание условий для активизации самостоятельной деятельности детей, лечебно-профилактической работы, а также система приобщения к культурным традициям спорта. Цель этого направления пирамиды здоровья – воспитание и культивирование привычек и потребности в здоровом образе жизни.

В ДОУ созданы уголки «Здоровья», «Растишка», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» - благодаря им ребенок осваивает практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, внедряет знания о здоровом образе жизни и навыки в игру.

Физкультурно-игровая – в ней созданы условия для беспрепятственного удовлетворения естественной потребности в движении.

Уголок «Какие мы разные», «Я и мой папа», «Я и моя мама» - создан для формирования устойчивых представлений о своей половой принадлежности, для создания целостного позитивного «образа Я» мальчика/девочки, для обогащения представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины, для формирования эмоционального положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола.

Обеспечение ментального здоровья детей реализуется через развитие предприимчивости (способность искать нестандартные методы решений, выдумывать свои способы и средства деятельности, понимать, что такое мастерская работа, и стремиться «стать мастером»). Развитие логического и бескорыстного мышления; способностей к коллективной мыслительной деятельности и индивидуальной рефлексии.

Созданы творческие уголки «Я молодец, я научился», «Я умею, я люблю, хочу научиться», «Наши руки не для скуки», выставки индивидуальные и коллективные, тематические – это демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества.

Уголки экспериментирования – в них ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Портфолио ребенка – формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

Детское коллекционирование «Сокровищницы» - в процессе ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы.

Проекты «Исследователи почвы», «Династия музыкантов» - способ самостоятельного поиска ответа на возникшую проблему, средство интеллектуально-творческого развития детей.

«Желанница», «Кукла желаний» - ребенок может доверить самое сокровенное, пришив пуговицу или завязав узелок на кукле он загадывает свое желание.

Духовное здоровье воспитанников формируется в ходе приобщения детей к сокровищницам культуры и искусства. Прежде всего, дети знакомятся с народными ремеслами, культурой и традициями своего края, специфику ремесел других регионов.

В группах созданы уголки народного быта – знакомят дошкольников с различными формами культуры, поддерживают у детей интерес к познанию жизни своих предков, формируют нравственно-патриотические чувства и развитие художественно-творческой активности детей.

Выставка «Чугунное кружево» - знакомит детей со своеобразной отраслью русской художественной промышленности, в которой, искусство художника-скульптора органично сливается с искусством мастера-исполнителя.

Обеспечение нравственного здоровья личности направленное на становление у детей начало этического сознания и формирование предпосылок философского мировоззрения.

«Мои дела и достижения», «Панорама добрых дел», Деловые хлопоты» «Дежурство» - воспитывают чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.

В совместной образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ используют здоровьесберегающие технологии, а в самостоятельной деятельности создают условия для их применения. Здоровьесберегающие технологии подразумевают обеспечение оптимальных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок на ребенка в ходе образовательного процесса, психологическую безопасность детей, а также приобретение ими элементарных знаний о строении и функциях своего организма.

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся, такие технологии как :

Динамическая пауза (физминутки, пальчиковые игры, логоритмическая гимнастика, телесные игры) - предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

Минутки здоровья – (массаж, самомассаж, гимнастика для глаз).

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Хороводные игры – в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, реализуя себя через речь, мышление, социальные контакты.

Релаксационные упражнения – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Бодрящая гимнастика – её цель сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус.

Технология эстетической направленности – привитие детям эстетического вкуса через музыкальные произведения, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, красоту природы.

Дорожка здоровья - обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся :

Физкультурное занятие – оно нацелено на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Утренняя гимнастика – важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Физкультурные праздники и досуги – приносят радость, дают душевную и физическую разрядку.

Мы стараемся, чтобы микросреда нашего дошкольного учреждения отвечает не только санитарно-гигиеническим требованиям, но также и требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, экологии социальных отношений взрослых с детьми в коллективе сверстников.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Проект по летней оздоровительной работе с детьми младшего возраста «Вот оно какое, наше лето!»Проект по летней оздоровительной работе с детьми младшего возраста «Вот оно какое, наше лето!» Проект " Вот оно какое наше лето!" Цель: создание максимально эффективных условий для организации работы, направленной на охрану и укрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 19 декабря 2013 в 07:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД