Мария Оленина
Организация оптимального двигательного режима при проведении туристических прогулок
▼ Скачать + Заказать документы
Организация оптимального двигательного режима при проведении туристических прогулок
«Туризм- вид спорта – групповые походы,
имеющие целью физическую закалку;
вид путешествий, совершаемых для
отдыха и самообразования». (С. И. Ожегов.)
Основоположником детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм». В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест.
Публикация «Организация оптимального двигательного режима при проведении туристических прогулок» размещена в разделах
Впервые в 80-х годах авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой вводится понятие «Прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения» (1978, в более позднем издании его заменяет термин «Детский туризм» (1985). В исследовании Г. В. Шалыгиной (1977) используется термин «Прогулки в природных условиях». Варианты «Дальних прогулок», «Турпоходов» - предлагает М. А. Рунова (2002). Т. И. Осокина (1986) рассматривает «Простейший туризм» как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях.
Актуальность
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Дети сейчас много времени проводят у телевизора, компьютера, телефона. Потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам.
Приобщение детей к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу предъявляют высокие требования. Туристические прогулки развивают такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость, укрепляет волю, развивает смелость, самостоятельность, взаимопонимание.
Совершенствуются естественные виды движения, и обогащается двигательный опыт (ориентирование в пространстве). Туристические прогулки являются прекрасным средством активного отдыха.
Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Активный отдых детей 6-7 лет (выписка из ФОП)
Туристские прогулки и экскурсии организуются при наличии возможностей дополнительного сопровождения и организации санитарных стоянок.
Педагог организует пешеходные прогулки. Время перехода в одну сторону составляет 35-40 минут, общая продолжительность не более 2-2,5 часов. Время непрерывного движения 20-30 минут, с перерывом между переходами не менее 10 минут. В ходе туристкой прогулки с детьми проводятся подвижные игры и соревнования, наблюдения за природой родного края, ознакомление с памятниками истории, боевой и трудовой славы, трудом людей разных профессий.
Для организации детского туризма педагог формирует представления о туризме, как форме активного отдыха, туристских маршрутах, видах туризма, правилах безопасности и ориентировки на местности: правильно по погоде одеваться для прогулки, знать содержимое походной аптечки, укладывать рюкзак весом от 500 гр. до 1 кг (более тяжелые вещи класть на дно, скручивать валиком и аккуратно укладывать запасные вещи и коврик, продукты, мелкие вещи, игрушки, регулировать лямки); преодолевать несложные препятствия на пути, наблюдать за природой и фиксировать результаты наблюдений, ориентироваться на местности, оказывать помощь товарищу, осуществлять страховку при преодолении препятствий, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения во время туристской прогулки.
Примерная структура прогулки-похода
• Организационный момент : сбор, перекличка и проведение инструктажа.
• Движение группы до привала. Возможны короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами.
• Привал — конечный пункт прогулки-похода. Место должно быть удобным для отдыха, где есть возможность, например, устроить пикник, поставить палатку, развести костер, организовать игры и т. д.
• Сбор детей и уборка территории после привала.
• Движение группы до детского сада. Возможны короткие остановки для отдыха и наблюдений.
• Прогулки- -походы не могут проводиться часто, так как это требует серьезной подготовки со стороны как воспитатели. так и детей
• Оптимальное количество таких прогулок — 2—3 в год.
• Организация прогулок- походов предусматривает их планомерную подготовку.
Алгоритм подготовки прогулки-похода
• 1. Определение маршрута прогулки-похода
• 2. Согласование маршрута с администрацией дошкольной образовательной организации.
• 3. Тщательное изучение маршрута прогулки-похода, его прохождение взрослыми.
• 4. Привлечение родителей для участия в прогулке-походе.
• 5. Подготовка необходимого снаряжения.
• 6. Подготовка к проведению инструктажа для участников похода
• (определение даты, времени и продолжительности прогулки- похода, рекомендации по экипировке туриста — форме одежды и содержанию рюкзака).
При проведении прогулок—походов необходимо соблюдать правила
безопасности:
• движение группы должно осуществляться по определенному и спланированному маршруту;
• детей должны сопровождать взрослые (не менее двух на группу)
• необходимы присутствие медицинского работника и наличие аптечки;
• нужно проводить перекличку по списку несколько раз в течении всего похода
• одежда должна соответствовать сезону и погоде, головной убор обязателен;
• при переходе улиц и дорог нужно строго соблюдать правила дорожного движения;
• необходимо соблюдать питьевой режим (с собой лучше взять обычную кипяченую воду)
Прогулка-поход может содержать и сюрпризный момент, например, неожиданную встречу или интересное задание. Во время привала хорошо проводить игры, стимулирующие познавательную и интеллектуальную активность, а так же подвижные и спортивные игры.
По итогам прогулки-похода можно обменяться впечатлениями и заполнить дневник. Важно, чтобы дети запомнили поход как интересное путешествие, открытие нового, научились любоваться окружающим миром, петь у костра, играть, общаться друг с другом.
Список используемой литературы
1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду : Пособие для практических
работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2004.- 116с
2. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, 2004
3. Кузнецова С. В. Туризм в детском саду, Москва, Обруч, 2013 год.
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду, Мозаика-Синтез, 2002 г.
5. Белая К. Ю. Картотека воспитателя «Тематические прогулки с дошкольниками» Учебно- методическое издание ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2016, 2022