Марина Гурьева
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Всё в нашей жизни начинается с любви. Профессия педагога в этом не исключение. Любовь к ребёнку – основа педагогического мастерства, а ответная любовь детей, их доверие к взрослому – наивысшая награда педагогу.
Детский сад – это уютный дом для множества ребятишек. Разве можно представить себе дом без уюта, душевной теплоты окружающих людей? Каждый родитель, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, обязательно обратит внимание на оформление группы, спальни и других помещений, куда каждый день будет ходить его малыш. В каждом детском саду своё пространство, свой дизайн. От того, как устроена предметно-развивающая среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены, зависит деятельность малыша. Среда может стимулировать развитие ребёнка, может тормозить, а может оказывать неправильное воздействие.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Наш малокомплектный детский сад находится в знаменитом селе Ломоносово. Его особенность в том, что в одной группе находятся дети разного возраста. Создавая предметно-развивающую среду, мы руководствовались принципами её построения:
-принцип дистанции при взаимодействии;
-принцип активности, самостоятельности, творчества;
-принцип стабильности и динамичности развивающей среды;
-принцип комплексирования, гибкого зонирования;
-принцип индивидуальной комфортности;
-принцип сочетания привычных, неординарных элементов в эстетической организации среды;
-принцип открытости - закрытости;
-принцип учёта половых и возрастных различий.
Анализируя особенности младшего и старшего возраста, мы выяснили, что дети младшего возраста испытывают острую потребность в движении, возрастает двигательная активность; движения не координированы, дети не ловки, нет быстрой реакции. Поэтому среда должна обеспечить безопасность, а центр группы должен быть открытым. Также дети этого возраста плохо реагируют на изменения в обстановке, предпочитают стабильность (некоторые могут испытать стресс). Они должны находить свои игрушки там, где их оставили. Дети же старшего возраста – преобразователи, их не устраивает статичность. Поэтому нашей задачей стала необходимость предоставить детям данного возраста возможность для самостоятельного изменения предметной среды.
Традиционно применимо зонирование группы по принципам логически выстроенных комплексов: тихие с тихими ( например: уголок книги с математикой, изо, развитием речи); уголки, требующие движения: физкультурный с музыкальным, строительным, театральным. Мы разделили пространство на три части: -зона для спокойной деятельности;
-зона, для деятельности, связанной с движением;
-рабочая зона.
Некоторые зоны имеют свойства пульсирующего характера: сжимаются, расширяются, все желающие могут вместиться. Нашими помощниками являлись не только знания особенностей построения предметно-развивающей среды, но и творческий подход, фантазия. А творческая среда способна подчеркнуть индивидуальность каждого ребёнка.
Детский сад – второй дом для малышей. Так давайте постараемся, чтобы этот дом был наполнен добром, светом и гармонией.
Хочу поделиться с вами некоторыми нашими идеями создания для детей предметно-развивающей среды.
Уголок дежурства. Включает в себя несколько функций: дети имеют возможность самостоятельно выбрать дежурство, за которое несут ответственность в течение дня, а также определить части суток
Уголок времени включает в себя: отрывной календарь, кармашки с обозначением времени года, кол. -ство недель в месяце, кол. -во дней недели, обозначенных определённым цветом
Этнологические уголки позволяют детям узнать историю своей малой родины, а также государственную символику. Предлагаем вариант оформления уголка природы.
Картины по сезонам можно оживить: дети узнают, что некоторые животные спят под снегом, а подо льдом в реке продолжается жизнь.
Поезд настроения. Из окон вагончиков смотрят дети. На вагончиках указаны времена года рождения ребёнка. Каждое утро малыши вместе с воспитателем отмечают своё настроение звёздочками определённого цвета
тематическая ширма
Подвижный музыкальный уголок (вращающийся) :ребята при желании могут самостоятельно выбрать себе пособия, инструменты для занятий музыкальной деят. -стью.
атрибуты для с. р. игр: многофункциональная машина (самолёт, лодка, машина