Штацкая Татьяна Николаевна
Организация предметно-развивающей среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Для организации воспитательно – образовательной работы в группе должны быть созданы все условия соответствующие принципам и методическим рекомендациям по построению развивающей среды.
«Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», - такое первое требование к среде было сформировано А. В. Запорожцем.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в группе» размещена в разделах
Группа работает по авторской программе Н. М. Крыловой «Детский сад - Дом радости». По требованиям программы предметно развивающая среда в группе сориентирована на то, чтобы обеспечить каждому воспитаннику свободный двигательный режим, возможность задумать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата. В группой комнате отсутствует деление группы на четко разграниченные «зоны», в каждой из которых, можно заниматься только определенным видом деятельности. Мебель расставлена вдоль стен,
основную свободную часть группы занимает большой ковер. Воспитатель использует его для проведения некоторых занятий, бесед, профилактически - коррекционной работы. Стол воспитателя, неотъемлемая часть воспитательно - образовательной работы. Поэтому стол стоит так, чтобы воспитателю были видны все дети во время свободной деятельности или игр, а дети могли видеть воспитателя, как только переступают порог группы.
Вся группа поделена на неотделенные друг от друга блоки: хозяйственно – бытовой блок, игровой блок, учебный блок, конструктивный блок, театральный блок, природный блок.
В построении предметно – развивающей среды в группе имеются авторские разработки. В группой комнате есть экологическое окно отражающее экосистему. Оно содержит изображение : воздуха, воды, земли с растущими на ней травами, кустарниками, деревьями. На стену, в соответствии с технологией, выставляются силуэты представителей фауны и ведется работа по обогащению знаний детей о том или ином представителе живой природы.
Работу с экологическим окном можно использовать при проведении непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию, индивидуальная или подгрупповая работа по экологическому воспитанию с детьми. Так же экологическое окно используется при организационной работе с детьми (привлечь внимание или сбор детей во время смены режимных моментов). Расположение экологического окна в группе это позволяет.
Например: при посещении туалетной комнаты детьми, перед выходом на прогулку, этот режимный момент проходит поточным способом и на экологическое окно выставляется какая - то экозадача. Воспитатель может контролировать и туалетную комнату и может привлечь внимание детей к работе на «окне». Например подобрать птенцов для птиц, листья на определенные деревья и т. д.
При возвращении с прогулки, чтобы разгрузить количество детей в раздевалке, то же может проводиться определенная работа у экологического окна, руки у ребят грязные, поэтому задания могут быть следующие: посмотри и придумай, посмотри и найди неверное расположение, найди глазками и назови птиц…
Для плодотворной работы по экологическому развитию сделана подборка дидактических игр и упражнений по экологии, подготовлены конспекты занятий по краеведению с опорой на экологическое окно : вот пример нескольких дидактических игр.
«Летает, плавает, бегает».
Задача: закреплять знания об объектах живой природы.
Ход игры: воспитатель показывает объект живой природы на экологическом окне. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при показе «зайчика» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; картинка «карася» - имитируют плывущую рыбу; при показе картинки «воробья» - изображают полёт птицы.
«Что было бы, если из леса исчезли?»
Задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых (убирается картинка насекомых) :
- Что бы произошло с остальными жителями? Рассуждения детей.
- А если бы исчезли птицы?
- А если бы пропали ягоды?
- А если бы не было грибов?
- А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«С какой ветки детки?»
Задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материалы: картинки - листья и плоды деревьев и кустарников.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя : «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод и прикрепляют картинки к дереву.