Людмила Лапина
Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей.
▼ Скачать + Заказать документы
"День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья" Г. А. Сперанский
Каждый ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Новые ФГТ (федеральные государственные требования) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД (непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В групповом пространстве не возможно в полной мере использовать все виды деятельности из-за ограниченного пространства и большого количества детей. Поэтому необходимо полнее и разнообразнее организовывать детскую деятельность в режимных моментах, а именно на прогулке.
Публикация «Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей,» размещена в разделах
Прогулка имеет большое значение для развития детей.
- развивает умственные способности и наблюдательность: дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т. д.
- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит).
- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.
- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
В ходе прогулки возможна интеграция всех образовательных областей, но более чаще и успешнее интегрируются такие области как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Необходимо вспомнить основные задачи этих образовательных областей и как они решаются в ходе прогулки.
1 Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» :
*Развитие физических качеств;
*Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
*Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.
2. Задачи образовательной области «Безопасность».
*Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
*Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
*Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
3. Задачи образовательных областей «Социализация»
*Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
*Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
4. Задачи образовательной области «Труд»
*Развитие трудовой деятельности;
*Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
*Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – социально-личностное развитие.
5 Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» :
*Сенсорное развитие;
*Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
*Формирование элементарных математических представлений;
*Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
*Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
*Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
*Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие.
Структурными компонентами прогулки являются :
*Разнообразные виды наблюдения.
* Индивидуальная работа с детьми по закреплению основных движений.
* Игровая деятельность (дидактические, подвижные сюжетно-ролевые игры)
*Элементарная трудовая деятельность.
*Экспериментальная деятельность
*Самостоятельная игровая деятельность детей.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем дошкольном возрасте, и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей во время летней и зимней прогулки существенно не отличается. Лишь в силу специфических условий на летней прогулке интеграция более развернута (тепло, можно предложить детям больше атрибутов, выносного материала).
Я работаю в старшей группе и на примере одной из прогулок я хотела бы показать данную взаимосвязь образовательных областей.
деятельности и отдыха.
На прогулке проводим наблюдения за птицами прилетающими на участок к кормушке мы с детьми закрепляем знание зимующих птиц (возможно знакомимся с новыми) -познание, вспоминаем стихи о птицах, приметы, поговорки -коммуникация. В конце ноября у нас в группе был реализован проект «Зимующие птицы», где совместно с родителями были изготовлены кормушки. Затем мы развесили их на своем участке, и теперь у нас появилась возможность подкармливать птиц и вести за ними наблюдения. Здесь мы можем интегрировать сразу несколько образовательных областей : познание, коммуникация. Также провожу дидактические упражнения, которые могут быть предложены детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Найди птицу по описанию» и т. д. Провожу их со всей группой либо с частью ее.
Затем проводим подвижную игру или хороводную, в ней также мы интегрируем сразу несколько образовательных областей.
Это и физическая культура-бег, прыжки и т. п., здоровье - выполняя физические упражнения тем самым укрепляем здоровье, коммуникация - диалог между играющими или проговариваем текст игры, безопасность - повторяем правила безопасной игры, социализация - учимся играть дружно, труд - выполняем трудовые поручения (собрать или раздать инвентарь).
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Но в связи с новыми федеральными требованиями важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными. На прогулке мы знакомимся с трудом взрослых (работа дворника) и выполняем небольшие трудовые поручения (сбор снега к стволам деревьев). Также на прогулке мы можем проводить опыты и поисковую деятельность, например: «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их; «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек.
«Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»; «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета. «Кто прошел?» - учатся узнавать следы на снегу по отпечаткам и т. д.
И по ходу всей прогулки дети заняты самостоятельной игровой деятельностью. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Так как в зимний период выносной материал используется по минимуму из-за погодных условий, поэтому дети играют в основном в «Семью», «Магазин». Таким образом, можно сделать вывод: на прогулке с детьми интеграция всех образовательных областей доступна и эффективна. При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.