Лучший педагог года

Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей.

Людмила Лапина
Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей.

"День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья" Г. А. Сперанский

Каждый ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Новые ФГТ (федеральные государственные требования) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД (непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В групповом пространстве не возможно в полной мере использовать все виды деятельности из-за ограниченного пространства и большого количества детей. Поэтому необходимо полнее и разнообразнее организовывать детскую деятельность в режимных моментах, а именно на прогулке.

Публикация «Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей,» размещена в разделах

Прогулка имеет большое значение для развития детей.

- развивает умственные способности и наблюдательность: дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т. д.

- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит).

- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

В ходе прогулки возможна интеграция всех образовательных областей, но более чаще и успешнее интегрируются такие области как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Необходимо вспомнить основные задачи этих образовательных областей и как они решаются в ходе прогулки.

1 Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» :

*Развитие физических качеств;

*Накопление и обогащение двигательного опыта детей;

*Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.

2. Задачи образовательной области «Безопасность».

*Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

*Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

*Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

3. Задачи образовательных областей «Социализация»

*Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

*Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

4. Задачи образовательной области «Труд»

*Развитие трудовой деятельности;

*Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

*Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – социально-личностное развитие.

5 Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» :

*Сенсорное развитие;

*Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

*Формирование элементарных математических представлений;

*Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

*Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

*Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

*Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие.

Структурными компонентами прогулки являются :

*Разнообразные виды наблюдения.

* Индивидуальная работа с детьми по закреплению основных движений.

* Игровая деятельность (дидактические, подвижные сюжетно-ролевые игры)

*Элементарная трудовая деятельность.

*Экспериментальная деятельность

*Самостоятельная игровая деятельность детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем дошкольном возрасте, и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей во время летней и зимней прогулки существенно не отличается. Лишь в силу специфических условий на летней прогулке интеграция более развернута (тепло, можно предложить детям больше атрибутов, выносного материала).

Я работаю в старшей группе и на примере одной из прогулок я хотела бы показать данную взаимосвязь образовательных областей.

деятельности и отдыха.

На прогулке проводим наблюдения за птицами прилетающими на участок к кормушке мы с детьми закрепляем знание зимующих птиц (возможно знакомимся с новыми) -познание, вспоминаем стихи о птицах, приметы, поговорки -коммуникация. В конце ноября у нас в группе был реализован проект «Зимующие птицы», где совместно с родителями были изготовлены кормушки. Затем мы развесили их на своем участке, и теперь у нас появилась возможность подкармливать птиц и вести за ними наблюдения. Здесь мы можем интегрировать сразу несколько образовательных областей : познание, коммуникация. Также провожу дидактические упражнения, которые могут быть предложены детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Найди птицу по описанию» и т. д. Провожу их со всей группой либо с частью ее.

Затем проводим подвижную игру или хороводную, в ней также мы интегрируем сразу несколько образовательных областей.

Это и физическая культура-бег, прыжки и т. п., здоровье - выполняя физические упражнения тем самым укрепляем здоровье, коммуникация - диалог между играющими или проговариваем текст игры, безопасность - повторяем правила безопасной игры, социализация - учимся играть дружно, труд - выполняем трудовые поручения (собрать или раздать инвентарь).

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Но в связи с новыми федеральными требованиями важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными. На прогулке мы знакомимся с трудом взрослых (работа дворника) и выполняем небольшие трудовые поручения (сбор снега к стволам деревьев). Также на прогулке мы можем проводить опыты и поисковую деятельность, например: «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их; «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек.

«Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»; «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета. «Кто прошел?» - учатся узнавать следы на снегу по отпечаткам и т. д.

И по ходу всей прогулки дети заняты самостоятельной игровой деятельностью. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Так как в зимний период выносной материал используется по минимуму из-за погодных условий, поэтому дети играют в основном в «Семью», «Магазин». Таким образом, можно сделать вывод: на прогулке с детьми интеграция всех образовательных областей доступна и эффективна. При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Публикации по теме:

Оформляем зимнюю площадкуОформляем зимнюю площадку "День, проведенный ребенком без прогулки, навсегда потерян для его здоровья" Г. Н. Сперанский Для работы с детьми в зимний период необходимо.

Пойдёмте погуляем!Пойдёмте погуляем! Прогулка – это неуправляемый, свободный отдых детей на свежем воздухе. Цели прогулок – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей.
Опубликовано: 19 июня 2013 в 11:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД