Наталья Корнилова
Организация работы по развитию фонетико-фонематических процессов во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха.
В младшем дошкольном возрасте развитие фонетико-фонематического слуха начинается со следующих ступеней:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.
Публикация «Организация работы по развитию фонетико-фонематических процессов во второй младшей группе» размещена в разделах
Работа воспитателя в группах с ОНР по развитию фонематических процессов сводится не к дублированию работы учителя-логопеда, который используют специальные методики, а в процессе совместных игр с детьми. В ненавязчивой игровой обстановке мы отрабатываем, закрепляем и совершенствуем те знания и умения,которым обучает логопед на специально организованных занятиях. То есть наша работа, всё-таки, идёт в тесной взаимосвязи, т. к. цель одна - помочь детям качественно овладеть фонематическими процессами, чтобы на дальнейшем этапе формирования фонематического восприятия слов дети не испытывали трудности.
Для начала мы подготовили дидактические пособия к играм. В групповом помещении создали «уголок» ,в котором разместили весь необходимый материал для развития фонематического восприятия (ширма, музыкальные инструменты, обучающие книги с звуками, магнитофон, диски с записями различных звуков, фабричные и самодельные дидактические игры). Постарались, чтобы наши пособия были качественными и привлекательными для детей, чтобы у них был интерес и желание действовать с ними.
На восприятие и различение неречевых звуков, во второй младшей группе мы проводим следующие игры и упражнения.
Игра «Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.
Игра «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
Игра "Колокольчики" Цель – дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: "низкое", "высокое".
Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?» Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.
Игра "Поставь по порядку" Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.
Игра "Звуковые бочонки" Цель – дифференцировать неречевые звуки.
Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма) .
Игра «Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
Игра «Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.