Получи документы

Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Юлианна Тропина
Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Тропина Юлианна Николаевна,

музыкальный руководитель БДОУ «Детский сад №20» г. Сокол

Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей, в т. ч. музыкальной является одной из целей ФГОС дошкольного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие».

Публикация «Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах

В своей книге «Первые шаги в мире звуков» педагог И. Н. Малахова пишет: «Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет своей жизни не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам «напевать», «дудеть», отбивать ритм рукой или ритмически топать? Не пробовал бы освоить музыкальную игрушку – «свистульку», барабан, смешной «тёщин язык», издающий звуки «уди-уди-уди»? Не слушал бы музыку - случайно или с сознательным желанием?» Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и воспитателям не следует проходить мимо благодарной задачи: помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни с самых ранних лет».

Чтобы ребенок начал действовать самостоятельно, свободно, он должен накопить определенный комплекс умений и навыков в любом виде деятельности. Этому в детском саду способствуют занятия (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность) – как основная форма обучения.

На музыкальных занятиях дети получают определенные теоретические знания о музыке как высоком искусстве. Слушая произведения композиторов классиков, у детей обогащается эмоциональная сфера, они учатся слушать окружающий мир и быть более внимательными к природе и людям. Также на занятиях дети развивают свои двигательные способности, осваивая музыкально-ритмические композиции, перестроения, знакомясь с танцевальными движениями в русских и характерных танцах. Обучаются певческим навыкам: свободному ведению мелодии голосом и легкому пению без напряжения. Учатся играть на детских музыкальных инструментах по одному или в оркестре, развивая чувство ритма и метра.

Приобретенные на занятиях умения и навыки дети используют в самостоятельной свободной музыкальной деятельности, определяющей его жизнь и игру в детском саду вне занятий и вне музыкального зала.

Косвенное руководство данным процессом осуществляет воспитатель: определяет пространство в групповой комнате, наполняя его предметами, побуждающими действовать самостоятельно. Воспитатель создает специальную предметно-развивающую среду, оформляя уголок с музыкальными инструментами (звуковысотными, шумовыми, имитирующими, фонотекой, дидактическими играми на развитие различных музыкальных способностей, атрибутами для движения (ленточками, платочками, султанчиками, элементами костюмов и театральных масок. Педагог также создает благоприятную творческую атмосферу, направляя и поддерживая ребенка, побуждая к самостоятельной деятельности : музицированию, пению, танцам. Как досуг, воспитатель организует концерт, «Минуту славы», в которой участвуют все дети. Каждый из детей показывает, что ему удается в том или ином виде музыкальной деятельности : один с удовольствием исполняет песню, другому более удается современный танец, а все вместе играют на деревянных кубиках, аккомпанируя веселому маршу.

Победители данного концерта награждаются различными призами.

В течение дня детям доступны музыкально-дидактические игры, с помощью которых закрепляются знания, полученные на занятиях. Дети также самостоятельно организуют игры с пением, театрализованные игры, используя костюмы и маски. Перевоплощаясь в героя музыкальной игры, имитируя повадки разных животных, малыш проявляет свободное творчество. В вечернее время, когда детей в группе остается немного, воспитатель предлагает им музыкальные инструменты. В такие моменты ребенок наслаждается игрой, применяя приобретенные навыки и получая удовольствие от собственного умения владения инструментом.

Каждый раз, когда воспитатель слышит, как ребенок напевает песенку из любого мультфильма или телепередачи, он проявляет интерес, поддерживает ребенка в пении, и в дальнейшем предлагает прослушать в записи и исполнить эту песенку всем детям в свободное время. Педагог обязательно выполняет эмоциональную потребность малыша в восприятии музыкального произведения.

Сотрудничая с родителями, воспитатели ненавязчиво руководят самостоятельной музыкальной деятельностью детей в домашних условиях: рекомендуют послушать вместе с малышом музыкальные произведения, побеседовать о прослушанной музыке, определить понравившееся и впоследствии поделиться впечатлениями со сверстниками.

В нашем детском саду воспитатели отмечают любое, даже самое малое, самостоятельное действие детей в музыкальной деятельности, вовлекая их в свободную творческую жизнь, которая способствует развитию воображения, восприятия, мышления, памяти, а также формированию таких качеств как креативность, коммуникативность и эмоциональная отзывчивость. В. А. Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности»

Публикации по теме:

Организация музыкальной предметно-развивающей среды в детском садуОрганизация музыкальной предметно-развивающей среды в детском саду Среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка. Правильная организация музыкальной предметно-развивающей среды возлагает особую.

План работы музыкального руководителя с воспитателями План работы с воспитателями МБДОУ д/с «Уголёк» на 2013-2014 учебный год. Музыкальный руководитель: Гугуева Г. Н. Срок проведения и формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников
Опубликовано: 13 апреля 2015 в 21:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД