Организация сюрпризного момента и его роль на праздничном утреннике

Лариса Метелёва
Организация сюрпризного момента и его роль на праздничном утреннике

В детском саду проводят следующие праздники: "Осенины", День матери, праздник новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, выпускной бал.

Трудно представить себе праздник без сюрпризных моментов. Именно они вносят в праздничный сюжет элемент неожиданности, загадочности и мистификации. Некоторые рассматривают сюрприз как эффективный номер, завершающий праздничную программу. С этим мнением вряд ли можно согласиться, так как оно снижает воспитательное значение сюрприза. «СЮРПРИЗ», как известно, слово французское. Дословно оно означает «НЕОЖИДАННОСТЬ», «НОВОСТЬ».

Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. Это те эмоции, которые так необходимы нашим детям и которых им так не хватает в повседневной жизни. А ведь именно радость оказывает «могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка», лучше всего влияет на его жизнь, на развитие его способностей. «В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному!» (Г. П. Федорова). Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников. Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире. Ребенку-дошкольнику интересно все, кроме скуки, бездействия. Неизвестность всегда дразнит воображение детей. При подготовке к праздникам всегда возникает вопрос: "Как удивить детей и чем их порадовать? Как организовать сюрпризный момент для детей? "

Сюрприз - эффектный номер на праздничном утреннике. Сюрпризом может быть:

- участие старших ребят;

- выступления воспитателей;

- выступления родителей;

- короткий кукольный спектакль;

- инсценировка сказки;

- веселые игры, аттракционы;

- шутки, загадки;

- фокусы;

- подарки;

- необычные костюмы;

- праздничное оформление атрибутов (напр. специально украшенные гимнастические палки);

В сценариях и развлечениях сюрпризные моменты всегда желаемы. Сюрпризность проявляется либо в необычности появления чего-то или кого-то, либо в необычности самого предмета, явления. Сюрприз часто приносят герои праздника: например, сказительница, которая неожиданно появляется в начале утренника и ведет детей в сказку. Также замечательным сюрпризом могут быть полюбившиеся герои из мультипликационных фильмов: Маша и Медведь, Карлсон, Винни Пух, Айболит и другие. Интерес вызывают и различные зрелищные моменты (появление сказочных персонажей, которые чередуются с детским исполнением.

В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера, которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Эти номера подготавливаются взрослыми, иногда гостями, школьниками, или несколькими детьми данной группы по секрету от остальных. Такие выступления всегда неожиданны, забавны и вызывают непосредственный отклик у зрителей. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.

Содержание сюрпризного момента определяется частью праздника. Например, в начале утренника - это может быть письмо или таинственный предмет. В середине праздника (основной части) - сюрпризом является появление персонажей, с которыми дети путешествуют, выполняя различные поручения. В этой же части активно используются различные инсценировки, подготовленные детьми в индивидуальной работе, игры, танцы и т. д. В конце праздничного утренника сюрпризный момент, как правило, связан с раздачей детям подарков. К сюрпризным моментам также относятся световые и звуковые эффекты, которые сопровождают весь ход праздничного мероприятии.

Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, появляющиеся и оживающие в сказке, различные персонажи и предметы, доступные восприятию и пониманию ребенка. Они необычайно повышают эмоциональный тонус детей, могут служить отправной точкой для развития сюжета и, конечно, прекрасно завершить спектакль. Например, в завершении сценария новогоднего утренника можно включить сюрприз «Живой мешок», причем мешок должен появиться огромного размера, говорящий. Детям будет очень удивительно, что мешок может танцевать и говорить, и быть такого большого размера.

Особую роль наряду с сюрпризными моментами играет сама музыка. Например, в сценарии «Веселый огород» очень большой сюрпризный эффект создает тревожная музыка в момент нападения мышей на грядки. «Овощи» буквально цепенеют, когда появляются крадущиеся мыши. Под жесткую, настороженную музыку движутся мыши. Музыка предвещает и появление мышиного короля, героя определенного характера, образ которого нарисован звуками. В новогоднем утреннике под настороженную музыку может произойти превращение большого Деда Мороза в маленького Деда Мороза.

В младшем дошкольном возрасте чаще используется показ кукольного театра, приход различных игрушек и кукол на праздник, развлечение. Если малыши в большей степени зрители, созерцающие действие, то в старшей группе дети сами с удовольствием принимают участие в сюрпризных моментах. Им доставляет удовольствие не только порадовать себя, но и других людей. Например, роль «Красной шапочки» на новогоднем утреннике в младшей группе может исполнить девочка старшего дошкольного возраста. В сценарии «Два Деда Мороза» Дед Мороз-взрослый персонаж играет главную роль вместе с Дедом Морозом-ребенком. Участие старших ребят в некоторых сюрпризных моментах на праздниках у малышей очень желательно – это способствует развитию у старших добрых чувств к малышам, заботливости и отзывчивости. Старшие дети могут показать несложный кукольный спектакль, инсценировать небольшую сказочку, поставить танец Снегурочки со снежинками или Снегурочки с Дедом Морозом и т. д.

Сюрприз в конце праздника зависит от содержания самого сценария: удивительным сюрпризным моментом в завершении летнего праздника может быть появление мыльных пузырей для всех детей от Хохотушки. Дети получат удовольствие и эмоциональное наслаждение. На осеннем празднике «Осень в деревне» Дедушка и Бабушка могут угостить детей пирогами. На новогоднем празднике Дед Мороз раздает волшебные снежинки. Дети загадывают желания и подбрасывают снежинки вверх. После этого подарки появляются в зале. Вот такие неожиданности в ходе праздника, элементы новизны, различные варианты хорошо знакомого детям содержания делают праздничную программу интересной и увлекательной.

Для того, чтобы сюрпризный момент прошел удачно необходимо:

• Его заранее спланировать и тщательно отрепетировать.

• Четко продумать использование световых и звуковых эффектов, чтобы не переутомить детей и не вызвать перевозбуждения.

• Учесть возрастные особенности детей, а также индивидуальную картину группы и особенности конкретного сценария.

• Продумать материал, из которого будут изготовлены атрибуты к сюрпризному моменту, а так же условия их дальнейшего хранения.

Яркое и праздничное оформление - это новый сюрпризный момент. Он вызывает у детей неподдельный восторг.

Много сюрпризности вкладывают педагоги при поднесении малышам подарков на празднике. На Новогоднем празднике это делает Дед Мороз, который наделен большими «полномочиями» и возможностями: он и затейник, и волшебник. У Деда Мороза есть и хорошие помощники - Снегурочка, лесные звери и другие участники Новогоднего праздника.

Обязательным составляющим любого детского утренника является сюрпризный момент - это появление какого-то персонажа (или нескольких персонажей). Персонаж желательно должен быть хорошо знаком детям. Оптимальным вариантом будет наличие на празднике двух сказочных героев. Один, из которых положительный, а другой отрицательный, который в конце праздника станет добрым. Разумеется, о сюрпризных моментах и о сказочных героях, которые используются в сценариях, детям заранее сообщать нельзя. Можно только рассказывать о Деде Морозе, который должен прийти на праздник и подарить послушным детям подарки.

Все сюрпризы должны быть тесно связаны с сюжетом, чтобы надежды детей не обманывались, а лишь подтверждались очарованием каждого, пусть даже небольшого сюрпризного момента.

Итак, основная цель любых сюрпризных моментов – доставить детям радость, удивить их, показать им «настоящее чудо» (игрушечный заяц превращается в живого, подарки, украденные «злодеями» – в мешки с водой, вода в кувшине – в конфетти и т. д., ибо под воздействием положительных эмоций происходит ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАСКРЕПОЩЕНИЕ РЕБЕНКА. И это самое главное.

Характеристика сюрпризных моментов.

С чего же начинается подготовка сюрпризных моментов?

Всю подготовительную работу можно разделить на несколько этапов:

• Подбор материала, продумывание и составление сценария.

• Ознакомление с ним участников представления, обсуждение, распределение ролей и ответственных за изготовление костюмов и атрибутов.

• Индивидуальная работа с детьми и со взрослыми, участвующими в сюрпризных моментах, а также непосредственная работа по изготовлению костюмов и атрибутов.

Итак, все сюрпризные моменты можно условно разделить по 4 направлениям:

1. Зрелищно-игровые: например, «Оживление зайчика», «Живой мешок», «Кувшин с водой», «Кто сидит в мешке?», «Заколдованные подарки», все виды фокусов, также все «самодвижущие» и «говорящие» предметы и т. д. Эти сюрпризы легко вплетаются в любой праздник, где есть персонаж-волшебник (фокусник). Их, как правило, исполняют взрослые. Дети же являются активными зрителями, эмоционально реагирующими на происходящее. Их просят подуть, похлопать, потопать, вытащить игрушку из мешка («Кто сидит в мешке?», сказать волшебные слова; таким образом, небольшое представление переходит в захватывающую игру.

2. Появление положительного персонажа должно органично вплетаться в сюжетную линию сценария праздника или вечера досуга. Такие роли сказочных персонажей, как Мальвина, Буратино, Красная Шапочка предназначены исключительно для детей. Существуют роли, которые могут играть только взрослые (Карлсон, сказочница Веселина, бабушка Метелица и др.). Есть и такие роли, которые могут исполнять как взрослые так и дети (Лесная Фея, Весна, Осень и т. д.). Кому будут предназначены данные роли, зависит от сложности их исполнения и от возраста детей. В любом случае, все сюрпризные роли, независимо от того, играют их дети детского сада, взрослые или школьники, требуют очень большой индивидуальной работы и огромной подготовки.

3. Появление отрицательного персонажа вносит волнующую интригу в любое представление и также должно быть тесно связано с его сюжетной линией.

Отрицательные персонажи в праздники и вечера досуга младшей и средней групп не включают, но по сюжету могут появляться Лиса, Волк, Мухомор и др., которые выполняют определенные отрицательные функции, но они обязательно должны быть не страшными.

Как правило, роли “злодеев” (Карабас Барабас, Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч, старуха Шапокляк, Леший, Кикимора) отдаются взрослым. Бывают и исключения: внучка Ежка, маленький Лешачок. В основном же дети играют роли более доступные им по образу: Волк, Лиса.

4. Заключительные сюрпризы как вариант преподнесения подарков. Здесь, как правило, тесно переплетаются все сюрпризные моменты. Это и зрелищно-игровые сюрпризы (иголки становятся подарками с елки, маленькие конфеты превращаются в большие “конфеты” с подарками, и появление положительных, а также отрицательных персонажей, раскаявшихся в своих поступках.

Особая же роль принадлежит предметам с сюрпризами. К ним относятся: бутафорский торт, снежный ком, морковь, репка, арбуз, гриб, сосулька, огромная конфета, “печка”, избушка “на курьих ножках” и многие другие. Их всех объединяет то, что внутри у каждого находятся подарки или угощение. Эти предметы должны быть яркими, красочными, похожими на настоящие и, конечно, должны быть эффектно преподнесены. Это дарит детям огромную радость, восторг, оставляет чудесные воспоминания в их душах.

Значение праздника в жизни ребенка.

Хотелось бы подчеркнуть, что в любом представлении сценарий, все сюрпризы для детей остаются загадкой. О них они узнают только на празднике. Это в полной мере дает возможность использовать огромный потенциал сюрпризных моментов, которые благотворно воздействуют на личность ребенка, несут детям радость, энергетический запас, обладают силой захватывать, притягивать, побуждать их к соучастию и, конечно, развивают их творческие способности. Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздники необходимы детям. И не только потому, что детская жизнь полна глубоких переживаний, и ребёнок остро нуждается в атмосфере всеобщей радости, веселья, игры. Праздник – это прекрасная возможность проникновения в мир познания и усвоения основных целостных знаний о жизни. Праздники являются школой чувств ребёнка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник.

Таким образом, хорошо спланированный, подготовленный праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Публикации по теме:

«Мама, будь всегда со мною рядом». Видеоотчет о праздничном концерте, посвященном Дню матери В конце ноября во всех детских учреждениях России прошли праздничные мероприятия, посвященные дню матери. Детки средней группы "Колобок".

Фотоотчёт о праздничном концерте «Для вас, любимые мамы и бабушки»Фотоотчёт о праздничном концерте «Для вас, любимые мамы и бабушки» 3 марта в нашей группе прошел праздничный концерт, посвящённый Международному Женскому Дню 8 марта. Предлагаю небольшой фотоотчёт этого.

Фотоотчет о праздничном развлечении «Рождественские колядки»Фотоотчет о праздничном развлечении «Рождественские колядки» Цель: знакомство детей с культурой и традициями русского народа, приобщение детей к старинным традициям Задачи: Приобщать детей к истокам.

Фотоотчет о праздничном украшении группы «Новогодние фантазии»Фотоотчет о праздничном украшении группы «Новогодние фантазии» Позвольте представить вашему вниманию вариант новогоднего оформления группы. Каждый год пытаюсь придумать что-нибудь новенькое, необычное. На.

Фотоотчет о праздничном развлечении «Первое апреля — день забавы и веселья!»Фотоотчет о праздничном развлечении «Первое апреля — день забавы и веселья!» Фотоотчет праздничного развлечения "Первое Апреля - День забавы и веселья"Средняя группа "Солнышко" Воспитатели Дмитриева Елена Викторовна,.

Конспект режимного момента «Одеваемся на прогулку вместе с Машей» Программное содержание: 1. Обеспечить своевременный сбор на прогулку всех детей. 2. Закреплять правильную последовательность при одевании,.

Конспект режимного момента «Организация к обеду» Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков Социально - коммуникативное развитие -Актуализировать потребность у детей к выполнению.

Конспект режимного момента «Умывание. Завтрак» Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности. Активная образовательная.

Мастер-класс «Сладкие подснежники для сюрпризного момента»Мастер-класс «Сладкие подснежники для сюрпризного момента» В нашем сценарии к весеннему празднику 8 Марта, в конце праздничного мероприятия сказочные герои дарят сладкие подарки дошколятам. Я.

Роль Бабы Яги на утреннике «Новый год», «Баба Яга на проводах елки», «Принц» на развлечении первого апреляРоль Бабы Яги на утреннике «Новый год», «Баба Яга на проводах елки», «Принц» на развлечении первого апреля Работая в детском саду №8 "Ласточка",мне интересно принимать активное участие в развлечениях для дошкольников,роли бывают разнообразные.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Организация сюрпризного момента и его роль на праздничном утреннике
Опубликовано: 23 мая 2016 в 21:45
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Праздник народной песни»
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Конспект занятия «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект тематического развлечения «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...
Поделки к Яблочному Спасу «Яблоки с узорами из семечек дыни»
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....