Лариса Можаева
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с группами для частоболеющих и тубинфицированных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Можаева Лариса Анатольевна, старший воспитатель
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 7 города Кирово-Чепецка Кировской области
В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема состояния здоровья детей. Ухудшение качества здоровья детей вызвано многими причинами, которые зачастую имеют социальную этиологию. К ней относится и туберкулез. По последним данным статистики, каждый третий ребенок дошкольного и школьного возраста является тубинфицированным.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с группами для частоболеющих и тубинфицированных детей» размещена в разделах
К теме оздоровления дошкольников в своих трудах обращались Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев, Е. А. Лисина, М. В. Меличева и другие. Однако проблеме сочетания лечения и воспитания тубинфицированного ребенка в условиях традиционного дошкольного образовательного учреждения уделяется незначительное внимание.
Назрела необходимость поиска путей организации воспитательного процесса и его содержания на основе интеграции воспитательного процесса и оздоровления частоболеющих и тубинфицированных детей. Наиболее перспективным путем оздоровления данной категории детей в дошкольном образовательном учреждении является интеграция психолого-педагогической и лечебно-профилактической работы с целью создания единого здоровьесберегающего пространства, валеологизации педагогического процесса, приобщения дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни и коррекции нарушений здоровья воспитанников. Все это обусловлено тем, что в рамках оздоровительной работы с частоболеющими и тубинфицированными детьми решаются не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи.
Наше учреждение носит статус детского сада комбинированного вида с группами оздоровительной направленности для частоболеющих и тубинфицированных детей.
К нам поступают дети из разных дошкольных учреждений, и после проведенного курса лечения (от 1 года до 2 лет) возвращаются в прежние образовательные учреждения. Наряду с задачами образования, социального становления, сохранения и укрепления здоровья, мы ставим задачи реабилитации частоболеющего ребенка, компенсации негативных влияний среды жизни.
С целью создания благоприятных условий, позволяющих тубинфицированным детям восстановить и укрепить свое здоровье, реализовать образовательные возможности, удовлетворить интересы и развить способности, в детском саду создано следующее предметно-пространственное обеспечение: имеется медицинский блок с медицинским кабинетом, процедурная, изолятор, массажный кабинет, физиокабинет, кабинет кислородотерапии и озокеритолечения, спортивный и тренажерный зал, зимний сад, кабинет психолога, музыкальный зал. Активно работает танцевальный кружок «Ритм», ЛФК. В групповых комнатах имеется пространство для двигательной активности детей и оборудованные спортивные уголки.
Территория детского сада хорошо озеленена деревьями и кустарниками, есть уголок леса. Имеются физкультурная площадка, малые игровые формы.
В структуре деятельности МКДОУ детского сада № 7 заложены следующие направления: диагностическое, коррекционно-педагогическое, лечебно-профилактическое.
Диагностическое направление включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение ребенка. В этом направлении ведущим является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза, для разработки индивидуально-ориентированной программы развития и оздоровления ребенка.
Содержание и организация коррекционно-педагогической работы направлена, во-первых, на коррекцию здоровья и сопутствующих отклонений детей. Специфика учреждения предполагает поступление детей в течение всего учебного года. Дети приходят из разных детских садов, реализующих различные образовательные программы, наблюдается разный уровень развития и подготовленности детей. Поступают дети с диагнозом ОНР или ЗПР, но первично они проходят лечение в нашем учреждении по основному заболеванию (туберкулёзная интоксикация).
Участие психолога в образовательно-оздоровительном процессе заключается в проведении диагностики эмоционального благополучия, социальной компетентности и интеллектуального развития ребенка, адаптации его к условиям детского сада, диагностику психологической компетентности родителей и педагогов.
Основные формы работы психолога:
• проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
• организация и проведение тематических семинаров для педагогов ДОУ;
• беседы с родителями по анализу динамики продвижения детей (по запросу родителей);
• семинары для родителей по повышению их психологической компетентности;
• психологическое консультирование педагогов и родителей (индивидуальное и групповое).
Инструктор по физической культуре тесно взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса : воспитателями, медицинским персоналом, педагогом - психологом. Инструктор по физической культуре совместно с другими педагогами ДОУ обеспечивает рациональный общий и двигательный режим, составляет рекомендации по созданию оптимальных условий для игр и занятий. Целесообразность проведения любого педагогического мероприятия рассматривается с позиций сохранности здоровья каждого ребенка.
Комплексность мер по оздоровлению детей предполагает сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами, обязательное включение в комплекс физических упражнений элементов дыхательной гимнастики.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду строится на основе комфортности. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений («чувство мышечной радости», победы над своим неумением, понимание того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов.
Планируя работу с детьми, инструктор по физической культуре учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, признает факт уникальности и неповторимости конкретного пути развития ребенка, в данном случае его физического развития. В ДОУ выделены три аспекта индивидуализации:
• индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья;
• индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности;
• индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности.
Мы используем следующие формы организации физического воспитания :
физкультурные занятия в зале и на улице;
дозированная ходьба, оздоровительный бег;
физкультминутки;
спортивные игры;
физкультурные досуги и праздники;
утренняя гимнастика на свежем воздухе в любое время года;
дыхательная гимнастика;
самомассаж;
ЛФК
Воспитатель организует специальную деятельность по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой воспитания и обучения детей в детском саду. Занимается коррекционно-воспитательной работой и в ходе режимных моментов, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья воспитанников, используя рекомендации педагога-психолога и медицинского персонала.
Лечебно-профилактическое направление определяет условия, необходимые для защиты, укрепления здоровья каждого воспитанника учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способов укрепления своего здоровья. В данном блоке осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с туберкулёзной интоксикацией. Медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей в учреждении осуществляется врачом – педиатром и врачом - фтизиатром. Медицинское обеспечение сохранности соматического и физического здоровья включает:
диагностику: этапный, текущий контроль здоровья, углубленный медицинский осмотр детей, оперативное наблюдение; адаптационные мероприятия: ежедневный мониторинг состояния здоровья ребенка, адаптогены, поливитамины; лечебную работу фтизиатра и педиатра: физиопроцедуры, фитолечение;
Два раза в год, а также в период подъема заболеваемости ОРЗ и гриппом проводится профилактический курс оздоровления детей в сочетании кислородотерапии с физиотерапией.
В оздоровительных группах введё н гибкий режим дня: по состоянию здоровья детей увеличивается или сокращается время прогулки, бодрствования; продолжительность занятий в этих группах определена нижней возрастной границей требований СанПиНа, что позволило увеличить время на игру, двигательную активность, профилактические мероприятия (ингаляции, массаж, витаминотерапия)
Врачом – педиатром и врачом - фтизиатром разработаны рекомендации по организации прогулки во всех возрастных группах, циклограмма по охране жизни и здоровья детей.
Педагогом – психологом разработаны критерии оценки адаптации детей в оздоровительных группах.
Слаженная работа педагогических и медицинских кадров способствует положительной динамике оздоровления дошкольников, о чём свидетельствуют результаты мониторинга оздоровительной деятельности и состояния здоровья воспитанников.
Таким образом, созданная нами система организации воспитательно-образовательного процесса является эффективной. В детском саду сформированы условия, обеспечивающие успешность оздоровления, воспитания, развития частоболеющих и тубинфицированных детей.